18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Леон Зак, эгофутурист

В галерее «Здесь» открылась первая в России выставка художника Парижской школы Леона Зака. Арт-директор галереи искусствовед Тамара Вехова рассказала о специализации галереи, художнике и тех, кто коллекционирует его работы.

Как бы ни штормило арт-рынок, художники Парижской школы уверенно держатся на плаву. В этой компании русских французов есть звезды вроде Сержа Полякова, а есть художники менее заметные, но от этого не менее востребованные. Среди них — Леон Зак. Французы давно считают его своим, в России же о нем знает только узкий круг специалистов, а крупных музейных выставок и вовсе не проводилось. Галерея «Здесь» решила исправить это упущение. На Пречистенке пройдет первая российская выставка художника — «Леон Зак. Без дна».

Леон Зак, он же Лев Васильевич Зак, родился в 1892 году в Нижегородской губернии. В Москве учился в гимназии при Лазаревском институте восточных языков, где познакомился с Романом Якобсоном. Они сошлись на почве любви к слову: Якобсон станет крупнейшим лингвистом и литературоведом XX века, Зак же пронесет эту страсть через всю свою жизнь. В годы учебы на историко-филологическом факультете Московского университета он был одним из организаторов литературного кружка эгофутуристов «Мезонин поэзии». Студент не только оформлял поэтические сборники приятелей, но и сам писал стихи. Печатался под псевдонимом М. Россиянский, выбранным в честь деда. В живописи и в поэзии Леон Зак пользовался сходными средствами. Писал, как сам говорил, «мешая слова с тишиной»: «В хорошей картине должно быть мало слов».

В 1920 году вместе с женой и дочкой Зак бежал из России: сначала в Константинополь, оттуда в Рим, затем во Флоренцию, где встретился с художниками Филиппом Гозиасоном и Вольдемаром Бобермаром, которые позже в Париже станут его единомышленниками и друзьями. В Европе он начинает получать все больше заказов именно как художник. В Берлине оформляет балеты для антрепризы «Русский романтический театр Романова», в Париже активно сотрудничает с местными галереями и много выставляется: на Осеннем салоне, на Салоне независимых, а также принимает участие в групповых выставках в Амстердаме, Брюсселе, Праге.

В 1930 году Леон Зак присоединился к группе так называемых парижских неогуманистов — убежденных противников кубизма. На этом этапе он все еще хранит верность фигуративности и отдает предпочтение изображению человека. Но уже с 1946 года в его творчестве все отчетливее просматривается поворот к абстракции. Черные штрихи искажают лица, человеческие фигуры становятся фигурами геометрическими. С геометрическими абстракциями на полихромном фоне Зак будет работать вплоть до середины 1950-х годов, но и на этом не остановится. Постепенно строгие формы начнут округляться и становиться все более чистыми и лиричными. Именно лирическим абстракциям — визитной карточке заковского стиля — предоставлено центральное место на выставке в галерее «Здесь». Помимо них, будут показаны ранние портреты и жанровая композиция 1930-х годов, архивные фотографии. «Для меня все начинается со свободы, — говорил Леон Зак. — Правда, свобода, которую мы любим, так просто не дается». Он шел к ней всю свою жизнь.

До 6 апреля


Тамара Вехова, арт-директор галереи «Здесь», рассказала нам, почему галерее так интересна Парижская школа и Леон Зак, в частности.

Галерея «Здесь» открылась совсем недавно. Какова ваша специализация?

Галерея открылась летом 2014 года. Мы решили сделать проект, который будет заниматься русскими художниками-эмигрантами первой половины — середины ХХ века, а также другими мастерами Парижской школы. У нас довольно большое собрание этих авторов, многие из них в России никогда не выставлялись, притом что в Европе они все известны. Мы считаем, что это интересная и очевидно недооцененная тема.

В качестве примера приведу историю с выставкой Леона Зака. Когда я ее задумала, у меня было всего семь картин художника. Но как только мы стали искать его работы в частных собраниях, нашлись люди, владеющие фантастического уровня вещами, и они с радостью дали их на выставку. Оказалось, что этот совсем неизвестный широкой публике автор есть в коллекциях людей, которые вообще нигде свои собрания не афишируют. В России обнаружились холсты всех его периодов, и теперь у нас на выставке Зак представлен работами начиная с 1920-х и вплоть до 1970-х. Также в экспозицию вошли две его оригинальные книги, выполненные в жанре livre d’artiste. Работы поступили из четырех московских частных собраний, причем коллекционеры до сегодняшнего дня не были между собой знакомы.

Еще один наш проект, который я считаю удачным, — это выставка «Японцы в Париже. Леонар Фужита и другие герои Монпарнаса», которая прошла в галерее прошлой осенью. В виде дополнения к большому показу Фужиты в ГМИИ им. А.С.Пушкина мы повесили в галерее его графику (пять работ из нашего собрания) и живопись двух других японских художников, работавших с ним бок о бок — Микао Коно и Сеи Койонаги, которые до того в России ни разу не выставлялись. Вышло очень любопытно.

Я считаю, что делать выставки с целью продать побольше работ — это очень скучно. Нам в первую очередь интересно выступать в качестве просветителей. Так, на позапрошлом Антикварном салоне в ЦДХ мы сделали в центральной зоне стенд-персоналку замечательного художника-эмигранта Сергея Шаршуна. Большинство вещей на стенде не продавалось вовсе, зато вышла небольшая крепкая выставка, которую увидело множество людей, плюс состоялся круглый стол по Шаршуну в пресс-центре ЦДХ, вышли публикации о художнике. Ну и имя нашей галереи хорошо прозвучало.

Сейчас мы в Антикварном салоне не участвуем просто потому, что слишком заняты в галерее: проводим камерные лекции по истории искусства и культуры, ходим с экскурсиями по выставкам, устраиваем мастер-классы для декораторов. Московская публика готова учиться и хочет собирать, но у людей нет времени и возможности разобраться во всех тонкостях этого дела. Им нужен толковый и надежный проводник в мире искусства.

Помимо художников Парижской школы, вы занимаетесь и современными российскими авторами?

Да, второе направление галереи — это наши художники старшего поколения (1930–1940 года рождения). Многие из них до сих пор живы и трудятся. Это еще одна интересная и недооцененная тема для изучения и собирательства. Работы этих художников есть в наших главных и региональных музеях, они очевидно «наследили» в истории искусства, но при этом те из них, кто не выступал активно, не выставлялся вместе с нонконформистами или концептуалистами, оказались не у дел. Это такие тихие внутренние эмигранты, они сидят по своим мастерским, спокойно и порой очень здорово, оригинально работают. Они еще не антиквариат, но уже и не современное искусство, моды на них нет.

Сразу после окончания университета я начала заниматься этим кругом: Борис Кочейшвили, Олег Кудряшов, Лев Повзнер, Юрий Купер, Ирина Затуловская и многие другие... Осенью 2013 и зимой 2014 года я в качестве куратора сделала две подряд серьезные персональные выставки в Русском музее: Бориса Кочейшвили, а вслед за ним Владимира Яшке. Это очень важно — сделать хорошие выставки и выпустить книги обо всех крупных художниках старшего поколения. Они этого однозначно заслуживают, и нужно успеть почтить их при жизни, а не петь им дифирамбы после смерти, как частенько случается.

И все же вернемся к эмигрантам, ведь поводом для нашего разговора стала выставка Леона Зака. Русские коллекционеры все чаще обращают свое внимание на художников Парижской школы, именно на вторые имена. С чем вы это связываете?

Рынок — живой организм. Он постоянно трансформируется под существующую ситуацию. Люди начали собирать русских художников с того, что скупали первые имена, тех, кто был всегда на слуху: Наталия Гончарова, Михаил Ларионов, Борис Григорьев. На сегодняшний день этот слой почти иссяк: хорошие вещи первого ряда появляются очень редко и стоят совсем уж запредельных денег. Громкие имена кончились, но обаяния легенды никто не отменял: Парижская школа — важнейшая страница как мировой, так и нашей, русской истории искусства. Постепенно начали всплывать «тихие» имена. На рынке ходят лучшие вещи Шаршуна и Зака, Фера и Кикоина, Маревны и Сюрважа. Пришло время, когда для художников второго ряда соотношение стоимости, качества работ и их исторической значимости достигло весьма привлекательного баланса. К тому же кризис вносит разумные коррективы на рынке, и эти вещи стали вполне доступны даже для начинающего коллекционера.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+