Музеи вне столиц. Чисто британское явление, которое никогда еще не было проанализировано

№41, март 2016
№41
Материал из газеты

В основе роста этих музеев скорее личный энтузиазм, нежели усилия администраций

Giles Waterfield. The People’s Galleries: Art Museums and Exhibitions in Britain, 1800–1914. Yale University Press in association with the Paul Mellon Centre for Studies in British Art. 372 с. £45 (твердая обложка). На английском языке
Giles Waterfield. The People’s Galleries: Art Museums and Exhibitions in Britain, 1800–1914. Yale University Press in association with the Paul Mellon Centre for Studies in British Art. 372 с. £45 (твердая обложка). На английском языке

Вот уже четверть века Джайлз Уотерфилд исследует процесс зарождения и цели провинциальных музеев Британии перед Первой мировой. Раньше тема эта никогда так пристально не анализировалась. Но в конце прошлого века интерес Уотер­филда материализовался в двух выставках: Дворцы искусства (1991) в Картинной галерее Далича в Южном Лондоне, посвященной архитектуре этих институций, а также Художественные сокровища Англии (1998) в Королевской академии художеств, обзорной выставке предметов из региональных коллекций. Теперь результаты многолетнего труда опубликованы в исчерпывающей и подробной книге, написанной с характерной для Уотерфилда элегантностью.

Между прочим, формирование общедоступных британских музеев шло совсем не так, как на континенте. Они возникали не на основе частных аристократических коллекций, не были они и частью раздробленного крупного государственного собрания. Более того, развитие их отмечалось полным отсутствием участия или даже хотя бы энтузиазма со стороны центральных и местных властей.

Инициатива шла снизу. Объединения любителей естественной истории и археологические общества в провинции и в главных городах графств устраивались по образцу литературных и философских кружков. Параллельно во временных павильонах устраивались региональные выставки, собиравшие толпы любопытствующих. Кульминацией их стала беспрецедентная по масштабам выставка Художественные богатства, прошедшая в 1857 году в Манчестере.

Временные выставки воспринимались как то, что способствует повышению престижа региона (в отличие от любых постоянных инициатив, которые зачастую казались баловством да излишеством), а затраты на их воплощение покрывались частными филантропами, желавшими обеспечить обездоленных земляков образовательными ресурсами.
Когда в конце XIX века эти новые музеи продлили время работы на вечерние часы для того, чтобы в них могли ходить рабочие, посещаемость их выросла в разы.

Начиная с 1860-х годов по всей Британии разрастается сеть музеев и галерей, максимально сконцентрированная на индустриальном Севере. Меценаты мечтали создавать храмы искусств, из-за чего к строительству музеев привлекались лучшие архитекторы. При этом, за исключением небольшого числа оригиналов, скульптуры здесь заменяли гипсовые слепки, а вместо картин и рисунков показывали фоторепродукции. С превращением истории искусств в академическую дисциплину появились музейные специалисты, и их отношения с органами власти достигли некоего баланса.

В основе роста музеев лежали скорее энтузиазм отдельных личностей и соперничество между городами, нежели усилия местной администрации. Так, если в Глазго и Бирмингеме дела в музейной сфере обстояли благополучно, то городские власти Лидса упорно придерживались обывательской точки зрения, ничего не предпринимая в этом направлении. Ведь какими бы передовыми ни были музеи, они не могли соперничать с концертными залами, кинотеатрами и спортивными состязаниями.

Ныне многие из учреждений, рассматриваемых в книге Уотерфилда, за исключением небольшого числа музеев, получающих средства от доходов Национальной лотереи, находятся под угрозой исчезновения. Из-за постоянно снижающихся бюджетных поступлений и неясного муниципального статуса они стали легкой мишенью при сокращении госрасходов.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
7
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+