18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Викторианская цепь Николая II из частной коллекции стала государственной

Королева Елизавета II передала Викторианскую цепь Николая II из Королевской коллекции Великобритании на бессрочное экспонирование в Оружейной палате Музеев Московского Кремля, где награда была показана в 2015 году на выставке «Рыцарские ордена Европы», еще находясь в частной коллекции Андрея Хазина.

«За всю историю только эта Викторианская цепь была на открытом антикварном рынке и периодически продавалась на аукционах, в том числе в Великобритании. Там она и была приобретена и абсолютно легально вывезена оттуда. На арт-рынке цепь атрибутировалась как награда, принадлежавшая хедиву, вице-султану Египта Аббасу II Хильми-паше. Однако во время подготовки прошлогодней выставки выяснилось, что это цепь Николая II», — рассказал TANR Андрей Хазин после подписания сегодня всех необходимых документов.

Частное лицо не имеет права запрашивать информацию у хранителей Королевской коллекции Великобритании, однако статус Музеев Московского Кремля позволил сделать это; таким образом установили, что Викторианская цепь за номером 24 принадлежала царю Николаю II. Согласно регламенту после смерти награжденного ее должны были вернуть в Великобританию, однако революция 1917 года спутала планы. В итоге Викторианская цепь, учрежденная в 1902 году королем Эдуардом VII для награждения первых лиц и знати иностранных держав, попала в Гохран и была продана среди множества других предметов в 1920-х годах. После того как выяснилась принадлежность цепи, коллекционер направил официальное обращение королеве Елизавете II с предложением передать знак английской стороне, на что та ответила согласием и, в свою очередь, пожелала, чтобы награда бессрочно экспонировалась в Музеях Московского Кремля.

«Это довольно распространенная практика в Европе, но для нас это первый случай. У нас есть определенные обязательства перед Королевской коллекцией. В частности, если там решат эту награду показать на какой-либо выставке или устроить выставку у себя, то мы должны будем ее предоставить, после чего она вернется к нам в музей», — пояснила директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

Викторианская цепь Николая II не единственная награда российских монархов, бесследно исчезнувшая после 1917 года и теперь вновь обретенная. В прошлом году благодаря меценатам в Музеи Московского Кремля поступило 104 императорских ордена и медали Российской империи в рамках инициированной президентом РФ кампании по возвращению проданных с аукционов в 1920–1930-х годах музейных ценностей. Большая часть наград, в том числе орденские бриллиантовые знаки членов императорской семьи, как и Викторианская цепь Николая II, после революции поступила в Гохран для последующей продажи из Оружейной палаты. Наиболее ценными из обретенных в музее считают два экспоната: цепь ордена Белого орла, изготовленную для церемонии коронации императора Николая I по католическому обряду на Царство Польское 12 мая 1829 года, и знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного из дымчатого кварца, который, вероятнее всего, предназначался для Екатерины II или ее наследника.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+