От пишущей машинки до интернет-чатов, все превращается в искусство

№40, февраль 2016
№40
Материал из газеты

Две выставки в одном музее: диалог традиции и новых технологий

Машинка пишущая с японским шрифтом Toshiba. 1940–1960 / Japon Polytechnic Museum
Машинка пишущая с японским шрифтом Toshiba. 1940–1960 / Japon Polytechnic Museum

Первая выставка, 200 ударов в минуту, посвящена печатной машинке, вторая, Одно внутри другого, — взаимодействию традиционных и новейших жанров искусства. Встреча печатной машинки и Интернета в одном музее — это эссе о том, действительно ли старый друг лучше новых двух. Или о том, почему в эпоху новых технологий художники все равно обращаются к сброшенным с корабля современности жанрам вроде живописи и скульптуры, а печатные машинки по-прежнему обладают для нас особым магнетизмом.

200 ударов в минуту собирали из фондов трех музеев — Литературного, Политехнического и самого ММОМА. Печатные машинки Бориса Пастернака, Александра Солженицына, Льва Толстого сегодня превратились в самоценные произведения искусства с собственной аурой. Куратор Анна Наринская дополнила этот мемориальный ряд еще и оригинальными произведениями машинописи. И здесь не только «опасные» тексты самиздата: Один день Ивана Денисовича, стихи из диссидентского журнала «Синтаксис» с грифом «изъято при обыске» и Реквием Анны Ахматовой, записанный Натальей Горбаневской. В руках опытного диссидента печатная машинка превратилась в орудие борьбы. Художники-концептуалисты также активно пользовались печатной машинкой, но уже для создания произведений современного искусства, где машинопись приравнивалась к живописи. В работах Олега Васильева, Ильи Кабакова, Андрея Монастырского, Дмитрия Александровича Пригова текст играет роль, равноценную изображению.

На выставке же Одно внутри другого в каждой работе обнаруживается наслоение разных технологий, новые и старые медиа отражаются друг в друге. Кураторы Андрей Егоров и Анна Арутюнян выбрали работы молодых художников, среди них — Кирилл Гаршин, Евгений Гранильщиков, Мария Агуреева, Ростан Тавасиев, Ян Тамкович, в палитре которых кисти и краски уживаются с мобильным телефоном, компьютером, фотоаппаратом и видеокамерой. Одни художники увековечивают продукты новых технологий в традиционных материалах. Так, картины Кирилла Гаршина написаны с фотографий, найденных в Интернете. Снимки явно для семейного пользования были выловлены в соцсети — на них все признаки «коврового жанра»: люди в халатах на фоне тюля и одеял, среди хрусталя и стенок из ДСП. Другие авторы, напротив, вдыхают в традиционные жанры виртуальную жизнь. Хотя пушистые скульптуры Ростана Тавасиева из проекта Все сложно мало походят на античных героев, они тем не менее являются настоящими скульптурами. Художник завел Таму Пурпурному и Шаровой Молнии собственные аккаунты в Facebook, модернизировав традицию. В борьбе между старыми и новыми технологиями победила дружба: прогресс не мешает нам любоваться печатной машинкой Remington Толстого и одновременно чатиться с Тамом Пурпурным.

Самое читаемое:
1
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+