18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский след в дадаизме

№40
Материал из газеты

В России о дадаизме узнали уже под занавес, когда движение почти сошло на нет. Но многое в установках и экспериментах тех же русских кубофутуристов часто совпадало, а то и опережало европейский дадаизм

В европейском дадаизме русский след можно обнаружить с самого его начала. Известно, что в Цюрихе по соседству с «Кабаре Вольтер» на той же улице Шпигельгассе в 1916 году жил Ленин, что подтверждают сами дадаисты Арп, Хюльзенбек и основатель цюрихского движения Хуго Балль. «Странные бывают совпадения, — написал Балль в своем дневнике годом позже, — в то время как на Шпигельгассе, № 1, открыли свое кабаре, напротив, на той же самой Шпигельгассе, в доме № 6 жил господин Ульянов-Ленин. Он, несомненно, каждый вечер должен был слышать нашу музыку и тирады. А когда мы открывали галерею на Банхофштрассе, русские уехали в Петербург, чтобы поставить на ноги революцию». Главный же мистификатор немецкого дада Йоханнес Баадер уверял всех, что дадаизм вообще изобрели Ленин с Троцким в Цюрихе, а затем Тристан Тцара отправил их в том самом пломбированном вагоне в Россию — делать революцию.

Да, контакты европейских дадаистов с их русскими единомышленниками-футуристами были ограниченны — сначала из-за войны, а затем революции. Но без русского влияния не обошлось даже в Цюрихе в 1916 - м, где кроме Ленина было много и других эмигрантов из России. На открытии «Кабаре Вольтер» играл балалаечный оркестр; затем состоялся и русский вечер. Балль еще с Мюнхена серьезно увлекся идеей синтеза искусств Василия Кандинского, что повлияло на формы, в которых проходили вечера в «Кабаре Вольтер» — соединение музыки, поэзии, танца, лекций и выставок. Работы Кандинского выставили в 1917-м и в цюрихской галерее «Дада».

Немцы, будучи географически ближе к России, больше остальных интересовались достижениями русских. Дадаисты в Берлине не слышали об альбомах-коллажах Алексея Кручёных, близких «мерцам» Курта Швиттерса, но сочли за идеальный образец «реального», в духе реди-мейдов Дюшана, «скульптуроживопись» Александра Архипенко. Еще одним их кумиром стал Владимир Татлин, о работах которого немцы знали в основном из публикаций в местной прессе. Активные участники немецкого дада братья Хартфилд даже предлагали издавать журнал под названием «Татлин». На знаменитой берлинской Ярмарке дада 1920 года было много работ, вдохновленных машинерией Татлина. А одним из главных экспонатов стал гигантский ассамбляж Баадера Пластодиодададрама — своеобразный ответ татлинской Башне III Интернационала.

Непосредственным же участником движения в Берлине был русский музыкант и художник Ефим Голышев, а парижских акций и выставок — Сергей Шаршун, приехавший во французскую столицу в 1912 году учиться на художника и больше не вернувшийся в Россию, и Илья Зданевич (Ильязд), оказавшийся там же в 1921-м. Желая подключить соотечественников к движению дада, в 1922 году Шаршун издал два номера журнала «Перевоз ДаDа» на русском языке и книгу Дадаизм: компиляция. А с 1921 года начали появляться публикации о дада и в России. О дада писал в своих Письмах с Запада Роман Якобсон, посетивший в 1920 году берлинскую дада-ярмарку. Из русских публикаций узнал о дада и Велимир Хлебников, включивший в свой список председателей Земного шара и Тцара. В свою очередь, Тцара от Зданевича узнал о дада-группе «41º», основанной им и Алексеем Кручёных в Тифлисе в 1918 году. Знала о дада и поэтическая группа «Ничевоки», образовавшаяся в 1920 году в Ростове-на-Дону. В 1922 году в свой сборник Собачий ящик они включили обращение Ничевок России — дада Запада.


Справка

Ефим Голышев, химик, музыкант и художник, участник акций и выставок дада в Берлине, один из пионеров техники ассамбляжа

О Ефиме Голышеве (1897–1970) сегодня больше знают специалисты по авангардной музыке 1920-х, чем историки искусства. И на это есть свои причины. Голышев уехал из России в Берлин в 1909 году и больше не вернулся, выступал он как музыкант и художник в акциях берлинских дадаистов, о которых у нас меньше знали, поскольку хватало и своих enfants terribles — тех же кубофутуристов, шумевших и эпатировавших добропорядочную публику не хуже, чем европейские нарушители спокойствия. Родился Голышев на юге России, в Херсоне. Учился на скрипача и даже выступал с Одесским симфоническим оркестром; там же, в Одессе, занимался живописью. Переехав в Германию, посещал Берлинскую консерваторию и почему-то еще учился на химика, что ему, впрочем, обеспечило сносное существование в трудные времена, когда к власти в Германии пришли нацисты и пришлось эмигрировать.

Знакомство и сближение с дадаистами — в 1919 году Ефим Голышев стал членом Клуба дада в Берлине — не прошли даром для него как музыканта и художника. Он начал изобретать новые музыкальные инструменты из кухонной утвари и увлекся сочинением атональной музыки, которую исполнял на дада-вечерах. Знал Голышев сочинения и современных европейских композиторов и исполнителей, переписывался с Арнольдом Шёнбергом, Антоном Веберном и Ферруччо Бузони.

Искусством Голышев занимался с неменьшим энтузиазмом. Писал абстрактные картины, экспериментировал с разными нехудожественными материалами. Немецкий дадаист Рауль Хаусман утверждал, что именно Голышев «первым сделал ассамбляжи из самых невозможных материалов». В частности, он любил демонстрировать свой портрет, сделанный из кусков сигаретных коробок, хлебных корочек и спичек. С Хаусманом они организовали первую выставку дада в Берлине в 1919 году.

Когда дада сошло на нет, Голышев стал зарабатывать на жизнь как инженер-химик, писал музыку для кинематографа, но не бросал при этом и искусство, даже планировал персональную выставку в 1933 году. Однако она была запрещена нацистами как «дегенеративная», а работы уничтожены. Голышев эмигрировал в Испанию, затем в 1936 году во Францию, а когда она была оккупирована, скрывался от немцев. В 1956 году он переехал в Сан-Паулу, где снова занялся живописью. В 1966-м Голышев вернулся в Париж и даже участвовал в выставке к 50-летию дада в Национальном музее современного искусства. Последняя ретроспектива Голышева прошла в Сан-Паулу, уже посмертно. 

Еще…
Справка

Где хранятся самые крупные коллекции и архивы дадаизма

В цюрихском Кунстхаусе хранится около 700 документов и произведений дада (живопись, графика, коллажи, фотомонтажи), имеющих отношение к 50 активным участникам этого интернационального движения. Среди них — Ханс Арп, Йоханнес Баадер, Андре Бретон, Сергей Шаршун, Марсель Дюшан, Поль Элюар, Макс Эрнст, Георг Гросс, Ханна Хёх, Франсис Пикабиа, Курт Швиттерс, Софи Тойбер-Арп и другие. Большая их часть была подарена музею одним из первых коллекционеров дадаизма швейцарцем Хансом Болиджером. Свою коллекцию музей показывал на выставках дада в 1966 и 1980 годах и на ретроспективе Dada global в 1994-м. Музейное собрание дадаизма продолжает пополняться и сегодня.
Одна из лучших коллекций, представленная знаковыми произведениями европейского и американского дада, собрана в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке. Дадаистов с середины 1930-х годов целенаправленно собирал его легендарный директор Альфред Барр-младший. Так, благодаря Барру в 1935 году в музей попала коллекция Поля Элюара, затем несколько крупных американских частных коллекций. В Париже через арт-дилеров для библиотеки МоМА приобретались редкие документы и литература о дадаизме. Примечательно, что в подборе вещей для музея Барру ассистировал сам Марсель Дюшан, не забывая, естественно, и о себе.

Внушительным собранием произведений дадаистов и сюрреалистов обладает Музей Израиля в Иерусалиме, благодаря разным дарителям. В первую очередь в него вошла блестящая коллекция Артуро Шварца (р. 1924), итальянского историка искусства, поэта, эссеиста и куратора, лично знавшего и дружившего с Дюшаном, Бретоном и Ман Рэем. В конце 1990-х Шварц передал иерусалимскому музею около 700 произведений и документов. В  2014 году подборка из этой коллекции была показана в Государственном Эрмитаже на выставке Дада и сюрреализм.

Одна из самых полных коллекций дадаизма, в основном работ на бумаге небольшого формата и документов, хранится в Библиотеке Жака Дусе в Париже. Жак Дусе (1853–1929) был яркой личностью даже для Парижа первой половины ХХ века. Известный модельер Belle Epoque, коллекционер и меценат, поклонник искусства XVII века, рококо и импрессионистов, он не чурался и современного искусства, дружил с Бретоном, Элюаром и Тцара. В результате этой плодотворной во всех отношениях дружбы в его библиотеку, основанную в 1913 году, попал огромный массив уникальных документов и произведений дадаистов на бумаге. На выставке в Цюрихе почти четверть экспонатов — из Библиотеки Жака Дусе, практически никогда не покидавших ее стен.

Еще одна крупная коллекция принадлежит Берлинской галерее (Музей современного искусства), тоже участвующей в цюрихской выставке. Кроме того, неплохие собрания дадаистов хранятся в Художественном музее Филадельфии, в Центре Жоржа Помпиду в Париже и в Тейт Модерн в Лондоне, не раз устраивавших свои крупные ретроспективы.

Еще…
Справка

Дада в Кунстхаусе теперь будет полностью доступно в цифре

В библиотеке Кунстхауса в Цюрихе хранится 180 произведений графики и рисунков дадаистов, 540 изданий, оригинальных и исследований по дадаизму, уже включенных в библиотечный онлайн-каталог (opac.kunsthaus.ch). Специально же к 100-летию дада Кунстхаус решил оцифровать и выложить в Интернет все хранящиеся в музее документы и произведения дадаистов на бумаге. Интерес к дадаизму не спадает, и эти работы часто просят для показа на разных выставках по всему миру. Между тем они очень хрупкие, большинство из них выполнено на бумаге плохого качества в Первую мировую войну, и Кунстхаус вынужден отказывать другим музеям, даже если они находятся в Швейцарии.

Проект оцифровки, который возглавили куратор выставки Глобус дада. Реконструкция Катерина Хьюг и специалист по дадаизму Раймунд Меер, оказался весьма трудоемким. Выяснилось, что многое перед оцифровкой нужно еще и отреставрировать, а в самой цифровой версии — восстанавливать стертости и удалять пятна. Было решено книжные издания дадаистов оцифровывать целиком: обложки, все страницы и даже корешок, чтобы не делать этого в будущем повторно. Также было решено пока ограничиться оцифровкой работ только времени существования дада — 1916–1925 годами.

Первые результаты этого большого виртуального проекта будут выложены на сайте музея отдельным микросайтом 5 февраля — в день открытия выставки Глобус дада. Реконструкция. Вторую партию планируют выложить 3 июня. Причем каждое изображение будет сопровождаться развернутым комментарием. Будут также перекрестные ссылки между представленными художниками, их работами и центрами, где разворачивались основные события дада. Документация самого процесса реставрации уже доступна на музейном сайте www.kunsthous.ch. 

Еще…
Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+