Лондонские торги импрессионизма и модернизма отрезвляют рынок

Несмотря на то что результаты аукционов были «солидными», они даже близко не подошли к сияющим высотам прошлогодних продаж

Яркие цвета — яркие цены: «Женщина и птицы ночью» (1968) Жоана Миро медленно дошла до £5,1 млн (£5,7 млн с комиссией) на Christie’s. Фото: © Christie’s Images Limited 2016
Яркие цвета — яркие цены: «Женщина и птицы ночью» (1968) Жоана Миро медленно дошла до £5,1 млн (£5,7 млн с комиссией) на Christie’s.
Фото: © Christie’s Images Limited 2016

Хотя искры и не летали во время вечерних торгов Christie’s в прошедший четверг, аукционы принесли вполне солидные результаты, особенно если учитывать мрачные прогнозы по поводу активности рынка в 2016 году. Несмотря на то что сравнительно приличная суммарная выручка в £82,5 млн не достигла нижней планки эстимейта (£87,3–129,1 млн), с прибавлением процента аукционного дома она поднялась до £95,9 млн. Доля реализованных лотов составила 75%. «Можно говорить о том, что в этом шампанском не было пузырьков, но для первых торгов в сезоне все прошло вполне нормально. Это была хорошая, старая добрая лондонская отраслевая продажа — она показывает реальное положение дел на рынке», — сказал консультант Томас Сейду, купивший огненно-красное полотно Марка Шагала «Влюбленные и Эйфелева башня» (1928) за £6,2 млн (£7 млн с комиссией).

Одним из самых успешных лотов стал «Автопортрет с растопыренными пальцами» (1909) Эгона Шиле — ранняя работа в стиле его наставника Густава Климта с эстимейтом в £6–8 млн, ушедшая за £6,4 млн (£7,3 млн с комиссией), в то время как центральный лот — маленький, но эффектный «Мотор» (1918) Фернана Леже — был продан в рамках эстимейта за £4,6 млн (£5,2 млн с комиссией) дилеру Хью Гибсону.

Неожиданный интерес к большой и яркой поздней обнаженной натуре Огюста Ренуара «Обнаженная женщина за туалетом» (1913) и к раннему «Портрету» (1866–67) Поля Сезанна помог обоим произведениям значительно превысить свой верхний эстимейт. Они были проданы — что даже несколько удивительно — за £3,4 млн и £1 млн (£3,9 млн и £1,2 млн с комиссией) соответственно. Большую картину Георга Шольца, представителя школы новой вещественности, работы которого сравнительно редко появляются на рынке, нью-йоркские дилеры Acquavella приобрели за £1 млн (£1,2 млн с комиссией), что вдвое выше ее верхнего эстимейта в £500 тыс., и установили тем самым аукционный рекорд на этого художника.

Торги искусством сюрреализма на Christie’s прошли тише, чем прошлогодние, повышению активности на которых тогда способствовала гарантия на важные работы, которую дал бельгийский бизнесмен Пьер Салик. Тем не менее в этом году был продан топовый лот вечера — «Украденное зеркало» (1941) Макса Эрнста с эстимейтом £7–10 млн, ушедший представителю третьей стороны за £6,8 млн (£7,6 млн с комиссией). Ранее, в ноябре 2011 года, это произведение было продано на нью-йоркских торгах Christie’s за £10,3 млн (с комиссией).

Частный покупатель приобрел музейного уровня полотно Сальвадора Дали «Рыбаки на солнце» (1929) за £980 тыс. (£1,2 млн с комиссией). Лондонская Королевская академия художеств запросила эту работу на выставку Дали и Дюшана в 2017 году. «Надеемся, что покупатель, кем бы он ни был, соблюдет соглашение», — прокомментировал аукционист Юсси Пилкканен.

Вечерние торги Sotheby’s в среду прошли довольно похожим образом: не потрясающе, но с результатами, свидетельствующими о том, что «рынок прочен и функционирует», по словам главы секции импрессионизма и современного искусства Европы Хелены Ньюмен. Суммарная выручка на них (£81 млн и £93,7 млн с комиссией) тоже не дотянула до эстимейта в £97,6–138,4 млн, и общее отсутствие аппетита также оживлялось по временам сильными продажами. «Покупатели интересуются ценными лотами и очень избирательны», — сказала Ньюмен.

Топовым лотом стал прижизненный слепок с «Ирис, посланницы богов» (1902–05) Огюста Родена, проданный за £10,2 млн (£11,6 млн с комиссией), что сильно превышает его верхний эстимейт в £8 млн и более в чем два раза превосходит сумму, за которую он был продан в предыдущий раз, на Sotheby’s в 2007 году. По информации отраслевой рассылки Baer Faxt, его приобрел дилер из Осло Бен Фрия.

«Голова женщины» (1935) Пабло Пикассо и «Вид на палаццо Дукале с Сан-Джорджо Маджоре» (1908) Клода Моне ушли за большие суммы, хоть и не столь большие, как ожидалось
«Голова женщины» (1935) Пабло Пикассо и «Вид на палаццо Дукале с Сан-Джорджо Маджоре» (1908) Клода Моне ушли за большие суммы, хоть и не столь большие, как ожидалось

Три других ключевых лота на торгах искусства импрессионизма и модернизма были проданы более скромно, хотя все три превысили планку в £10 млн. Дерзкое и яркое полотно Пабло Пикассо «Голова женщины» (1935) ушло за £16,7 млн (£18,9 млн с комиссией), немного превысив свой нижний эстимейт в £16 млн. Этот результат был бы хорош, если бы продавец не приобрел его в 2013 году на Sotheby’s в Нью-Йорке за $39,9 млн (с комиссией), что тогда равнялось £25,4 млн. Поздний Клод Моне — «Вид на палаццо Дукале с Сан-Джорджо Маджоре» (1908) — с низкой стартовой ценой был продан за £10,2 млн (£11,6 млн с комиссией), дешевле нижнего эстимейта в £12 млн. А «Урок фортепиано» (1923) Анри Матисса, с 1927 года находившийся в коллекции шотландского издателя Ройена Миддлтона, ушел за £9,5 млн (£10,8 млн с комиссией) — опять же, не достигнув своего нижнего эстимейта в £12 млн. По информации Baer Faxt, его приобрели Nahmads.

Лучший результат на торгах искусства сюрреализма показало «Зеркало» (1936) Поля Дельво: проданное за £6,4 млн (£7,3 млн с комиссией), оно установило аукционный рекорд художника, тем самым обойдя его предыдущий рекорд в £3,2 млн, установленный на Christie’s в 1999 году.

«Это естественное развитие рынка и уж, конечно, не беда. Это корректировка, которой мы все ожидали, — сказала Нейзи Вассег, занимающая пост главного исполнительного директора лондонской художественной ярмарки Masterpiece. — Интересно посмотреть, что произойдет на аукционах современного искусства на неделе с 8 февраля, и тогда мы сможем более уверенно ставить диагноз».


Суммарная выручка на вечерних торгах Christie’s 2 февраля: £82,5 млн (£95,9 млн с комиссией)
Эстимейт: £87,3–129,1 млн

Искусство импрессионизма и модернизма: £57,3 млн (£66,4 млн с комиссией)
Эстимейт: £60,5–88,9 млн

Сюрреализм: £25,3 млн (£29,5 млн с комиссией)
Эстимейт: £26,9–40,3 млн


Суммарная выручка на вечерних торгах Sotheby’s 3 февраля: £81 млн (£93,7 млн с комиссией)
Эстимейт: £97,6–138,4 млн

Искусство импрессионизма и модернизма: £68,4 млн (£78,9 млн с комиссией)
Эстимейт: £85,9–121,9 млн

Сюрреализм: £12,7 млн (£14,9 млн с комиссией)
Эстимейт: £11,8–16,5 млн

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
5
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+