Русские дрожки со спидометром и «автомагнитолой»

Каждый месяц Государственный Эрмитаж выбирает для наших читателей один из экспонатов с любопытной историей — на сей раз им стали уникальные дрожки конца XVIII века с верстомером и механическим органом. Они на время переехали из центра «Старая Деревня» в Зимний дворец.

Обычно этот удивительный предмет — то ли музыкальный инструмент, то ли средство передвижения — представлен в экспозиции Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня», но до 4 апреля 2016 года уникальный экипаж переместился в Зимний дворец на выставку «Механические диковины. Музыкальные, часовые, анимационные механизмы XVII–XIX веков в собрании Государственного Эрмитажа». Об этих судьбоносных дрожках, подаривших свободу своему создателю — крепостному Егору Кузнецову, рассказывает Григорий Ястребинский, хранитель фондов научных приборов и инструментов отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

«В собрании Государственного Эрмитажа есть ряд экспонатов, которые привлекают внимание не столько декоративной стороной, сколько высоким техническим исполнением и сложностью внутренних механизмов. К ним относится четырехколесная обитая бархатом повозка с живописной вставкой, выполненная мастером Кузнецовым.

Егор Кузнецов — выдающийся русский механик-самоучка и изобретатель. Многие его идеи, воплощенные в реальных механизмах, были применены на нижнетагильских заводах впервые в России и Европе, а некоторые актуальны по сей день. Однако ни одно из этих изобретений не позволило мастеру достичь заветной цели — освобождения от крепостной зависимости. Свободным он стал только на 80-м году жизни, после того как создал свои замечательные дрожки по „самоохотной выучке и любопытному знанию“. Работу над ними мастер начал в возрасте за 60 и продолжал в течение 16 лет. Дрожки были представлены императрице Марии Федоровне в 1801 году — для вручения подарка Кузнецов приехал с ними в Москву, где и производились «пробы» дрожек. В благодарность „по высочайшей воле“ в 1804 году он вместе со всей семьей был освобожден от крепостной зависимости.

Внешне дрожки производят впечатление хорошей коляски, для своего времени первоклассной как по конструкции, так и по отделке. Впереди расположено сиденье кучера, позади — сиденья пассажиров, размещенные спинками к оси движения. За ними находятся музыкальный механизм и верстомер (измеритель пройденного расстояния) с шестью циферблатами.

Дрожки имеют железные ободья колес, железный поворотный круг для передней оси и отличаются замечательной легкостью хода и поворотливостью. Диаметр задних колес составляет 678 мм, а длина окружности обода колеса — 2134 мм. Таким образом, один оборот колеса при движении экипажа соответствует одной сажени пути.

Эти параметры заданы для работы верстомера, имеющего привод от правого заднего колеса дрожек. Механизм его состоит из двух частей: собственно верстомера и периодически запускаемого им сигнального устройства. Циферблаты показывают пройденный путь в саженях и верстах. Так, правый нижний циферблат отградуирован в саженях, правый верхний показывает десятки саженей, второй справа в нижнем ряду — сотни саженей, левее его — единицы верст, самый левый нижний — десятки, а верхний левый циферблат — сотни, совершая полный оборот через 2 тыс. верст.

В верхней части коробки верстомера помещается звонковый механизм с заводным устройством. Стрелки верстомера показывают пройденный путь, а колокольчик звонком отмечает каждую пройденную версту. Таким образом, имея обычные часы, можно определять скорость движения. Эта особенность кузнецовского верстомера позволяет считать его прототипом спидометров, устанавливаемых на современных автомобилях.

Большой интерес представляет собой музыкальная часть коляски — орган, имеющий привод от левого заднего колеса дрожек. Механизм сконструирован так искусно, что даже при сильной тряске во время движения заданные мелодии не сбиваются. Для полного отключения органа его механизм целиком сдвигается и выводится из зацепления с колесом дрожек.

Репертуар органа включает шесть песен, типичных для своей эпохи. Большей частью они относятся к типу народных. Среди них отчетливо слышны интонации известных мелодий „Во саду ли, в огороде“ и „Ах, вы, сени“, а также „Во лузях“ и „Во кузнице“, построенных на противопоставлении медленного и быстрого ритмов. Все песни обработаны не известным пока композитором, который привнес в них черты европейского стиля. Поэтому, представленные в старинных формах конца XVIII века, а не в поздних аранжировках и вариациях конца XIX или начала XX столетия, они имеют сейчас особую ценность.

Не менее интересным для своего времени являлось и декоративное решение дрожек, покрытых росписью с живописными вставками, исполненными маслом по железу. Под циферблатной доской Сидор Дубасников, выдающийся нижнетагильский живописец по железу, расположил написанный с натуры портрет Егора Кузнецова, держащего в правой руке большие карманные часы, что отражает замысел художника — изобразить Мастера. Дубасников создал характерный образ: передано запоминающееся лицо, обрамленное бородой, густая шапка волос, пронзительные глаза, смотрящие из-под насупленных бровей. Также художник украсил экипаж 13 медальонами с различными сюжетами. Вся поверхность расписанного металла была покрыта знаменитым „хрустальным“ тагильским лаком, который, хотя сохранял свой блеск долго, уже в начале XX века, что называется, сварился и сильно мешал воспринимать живопись. Реставрация, впервые проведенная в Государственном Эрмитаже в 1990-е годы, позволила представить уровень и характер дарования художника. В ходе работ также были приведены в действие механизмы органа и верстомера, полностью восстановлена живопись, ткань сидений и обивки. Дрожки вновь находятся в работоспособном состоянии, такими, какими они были созданы 200 лет назад Егором Кузнецовым, величайшим изобретателем своего времени».

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+