Вся тульская сталь до последней блохи

№40, февраль 2016
№40
Материал из газеты

Художественные поделки из стали русских оружейников

Письменный прибор. Конец XVII в. Сталь, бронза, ковка, литье, огранка, золочение. Из коллекции Е.А.Малинко
Кресло курульное. 1744 г. Завод Мосоловых Сталь, латунь, кожа, бархат; ковка, полировка, наводка (амальгирование), золочение
Табакерка настольная 1760-е гг. Сталь; ковка, оброн, резьба, чеканка, полировка, канфарение, золочение.
Печатка Конец XVIII века Сталь, медь; полировка, воронение, золочение, резьба 7,5 х 5,5х
Шкатулка с выдвижным ящичком Около 1801 года Сталь, бронза, бархат; полировка, огранка, литье, золочение 16,5 х 29,0 х 17,0
Письменный прибор. Конец XVII в. Сталь, бронза, ковка, литье, огранка, золочение. Из коллекции Е.А.Малинко
Кресло курульное. 1744 г. Завод Мосоловых Сталь, латунь, кожа, бархат; ковка, полировка, наводка (амальгирование), золочение
Табакерка настольная 1760-е гг. Сталь; ковка, оброн, резьба, чеканка, полировка, канфарение, золочение.
Печатка Конец XVIII века Сталь, медь; полировка, воронение, золочение, резьба 7,5 х 5,5х
Шкатулка с выдвижным ящичком Около 1801 года Сталь, бронза, бархат; полировка, огранка, литье, золочение 16,5 х 29,0 х 17,0

Что вызывает в памяти словосочетание «тульская сталь»? Продукцию оружейных заводов — от пушек XVI века до современных автоматов и подарочных ружей, и еще подковавшего блоху Левшу из повести Николая Лескова. Государственный исторический музей подготовил выставку Тульская художественная сталь XVIII–XIX веков, где показывает менее известную часть ассортимента тульских оружейников. Массовой популярности произведения из тульской художественной стали получить не могли прежде всего потому, что в период расцвета промысла эти редкие по красоте и крайне дорогие предметы делались для членов императорской семьи и других состоятельных заказчиков.

Тульские оружейники, работавшие по госзаказу аж с XVI века, имели серьезные льготы, среди которых — беспошлинная торговля любыми изделями. В такой ситуации расцветали побочные — «партикулярные» — промыслы, и ко второй половине XVIII века сложился стиль тульских стальных изделий, основанный на виртуозном использовании разных свойств стали. Как рассказала куратор выставки, заведующая отделом металла ГИМ Людмила Дементьева, работы тульских мастеров привлекали современников не только красотой. Сталь и изделия из нее в XVIII веке были олицетворением прогресса — своеобразным хай-теком эпохи, и в этой сфере шло заочное соревнование русских и английских мастеров.

Складная мебель императрицы Елизаветы Петровны, туалетный стол Екатерины II, украшенный «стальными бриллиантами» (изделия из стали с алмазной гранью уже тогда были предметом коллекционирования), парадное оружие великих князей Александра и Константина Павловичей, подарки тульских оружейников по случаю коронации Николая I, табакерки, подсвечники и даже камин  (около 360 экспонатов), предоставленные Историческим музеем, Музеями Московского Кремля, Государственным Эрмитажем, музеями-заповедниками, окружающими Санкт-Петербург, и частными коллекционерами, охватывают период 1729–1882 годов.

Расцвет тульской художественной стали был недолгим. С первой четверти XIX века в связи с необходимостью увеличения выпуска оружия тульским оружейникам стали запрещать заниматься изготовлением партикулярных изделий. И хотя предметы из художественной стали выпускались до конца XIX века, это были уже тиражные работы. Сегодняшняя выставка в ГИМ — первая, представляющая произведения из тульской художественной стали, 200 лет назад считавшиеся предметами национального престижа, а теперь — одним из самых элитарных направлений в коллекционировании русского искусства. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+