Вся тульская сталь до последней блохи

№40, февраль 2016
№40
Материал из газеты

Художественные поделки из стали русских оружейников

Письменный прибор. Конец XVII в. Сталь, бронза, ковка, литье, огранка, золочение. Из коллекции Е.А.Малинко
Кресло курульное. 1744 г. Завод Мосоловых Сталь, латунь, кожа, бархат; ковка, полировка, наводка (амальгирование), золочение
Табакерка настольная 1760-е гг. Сталь; ковка, оброн, резьба, чеканка, полировка, канфарение, золочение.
Печатка Конец XVIII века Сталь, медь; полировка, воронение, золочение, резьба 7,5 х 5,5х
Шкатулка с выдвижным ящичком Около 1801 года Сталь, бронза, бархат; полировка, огранка, литье, золочение 16,5 х 29,0 х 17,0
Письменный прибор. Конец XVII в. Сталь, бронза, ковка, литье, огранка, золочение. Из коллекции Е.А.Малинко
Кресло курульное. 1744 г. Завод Мосоловых Сталь, латунь, кожа, бархат; ковка, полировка, наводка (амальгирование), золочение
Табакерка настольная 1760-е гг. Сталь; ковка, оброн, резьба, чеканка, полировка, канфарение, золочение.
Печатка Конец XVIII века Сталь, медь; полировка, воронение, золочение, резьба 7,5 х 5,5х
Шкатулка с выдвижным ящичком Около 1801 года Сталь, бронза, бархат; полировка, огранка, литье, золочение 16,5 х 29,0 х 17,0

Что вызывает в памяти словосочетание «тульская сталь»? Продукцию оружейных заводов — от пушек XVI века до современных автоматов и подарочных ружей, и еще подковавшего блоху Левшу из повести Николая Лескова. Государственный исторический музей подготовил выставку Тульская художественная сталь XVIII–XIX веков, где показывает менее известную часть ассортимента тульских оружейников. Массовой популярности произведения из тульской художественной стали получить не могли прежде всего потому, что в период расцвета промысла эти редкие по красоте и крайне дорогие предметы делались для членов императорской семьи и других состоятельных заказчиков.

Тульские оружейники, работавшие по госзаказу аж с XVI века, имели серьезные льготы, среди которых — беспошлинная торговля любыми изделями. В такой ситуации расцветали побочные — «партикулярные» — промыслы, и ко второй половине XVIII века сложился стиль тульских стальных изделий, основанный на виртуозном использовании разных свойств стали. Как рассказала куратор выставки, заведующая отделом металла ГИМ Людмила Дементьева, работы тульских мастеров привлекали современников не только красотой. Сталь и изделия из нее в XVIII веке были олицетворением прогресса — своеобразным хай-теком эпохи, и в этой сфере шло заочное соревнование русских и английских мастеров.

Складная мебель императрицы Елизаветы Петровны, туалетный стол Екатерины II, украшенный «стальными бриллиантами» (изделия из стали с алмазной гранью уже тогда были предметом коллекционирования), парадное оружие великих князей Александра и Константина Павловичей, подарки тульских оружейников по случаю коронации Николая I, табакерки, подсвечники и даже камин  (около 360 экспонатов), предоставленные Историческим музеем, Музеями Московского Кремля, Государственным Эрмитажем, музеями-заповедниками, окружающими Санкт-Петербург, и частными коллекционерами, охватывают период 1729–1882 годов.

Расцвет тульской художественной стали был недолгим. С первой четверти XIX века в связи с необходимостью увеличения выпуска оружия тульским оружейникам стали запрещать заниматься изготовлением партикулярных изделий. И хотя предметы из художественной стали выпускались до конца XIX века, это были уже тиражные работы. Сегодняшняя выставка в ГИМ — первая, представляющая произведения из тульской художественной стали, 200 лет назад считавшиеся предметами национального престижа, а теперь — одним из самых элитарных направлений в коллекционировании русского искусства. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+