18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вся тульская сталь до последней блохи

№40
Материал из газеты

Художественные поделки из стали русских оружейников

Что вызывает в памяти словосочетание «тульская сталь»? Продукцию оружейных заводов — от пушек XVI века до современных автоматов и подарочных ружей, и еще подковавшего блоху Левшу из повести Николая Лескова. Государственный исторический музей подготовил выставку Тульская художественная сталь XVIII–XIX веков, где показывает менее известную часть ассортимента тульских оружейников. Массовой популярности произведения из тульской художественной стали получить не могли прежде всего потому, что в период расцвета промысла эти редкие по красоте и крайне дорогие предметы делались для членов императорской семьи и других состоятельных заказчиков.

Тульские оружейники, работавшие по госзаказу аж с XVI века, имели серьезные льготы, среди которых — беспошлинная торговля любыми изделями. В такой ситуации расцветали побочные — «партикулярные» — промыслы, и ко второй половине XVIII века сложился стиль тульских стальных изделий, основанный на виртуозном использовании разных свойств стали. Как рассказала куратор выставки, заведующая отделом металла ГИМ Людмила Дементьева, работы тульских мастеров привлекали современников не только красотой. Сталь и изделия из нее в XVIII веке были олицетворением прогресса — своеобразным хай-теком эпохи, и в этой сфере шло заочное соревнование русских и английских мастеров.

Складная мебель императрицы Елизаветы Петровны, туалетный стол Екатерины II, украшенный «стальными бриллиантами» (изделия из стали с алмазной гранью уже тогда были предметом коллекционирования), парадное оружие великих князей Александра и Константина Павловичей, подарки тульских оружейников по случаю коронации Николая I, табакерки, подсвечники и даже камин  (около 360 экспонатов), предоставленные Историческим музеем, Музеями Московского Кремля, Государственным Эрмитажем, музеями-заповедниками, окружающими Санкт-Петербург, и частными коллекционерами, охватывают период 1729–1882 годов.

Расцвет тульской художественной стали был недолгим. С первой четверти XIX века в связи с необходимостью увеличения выпуска оружия тульским оружейникам стали запрещать заниматься изготовлением партикулярных изделий. И хотя предметы из художественной стали выпускались до конца XIX века, это были уже тиражные работы. Сегодняшняя выставка в ГИМ — первая, представляющая произведения из тульской художественной стали, 200 лет назад считавшиеся предметами национального престижа, а теперь — одним из самых элитарных направлений в коллекционировании русского искусства. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+