18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Протестная культура полтора века назад: в какие миры бежали немецкие романтики, показывают в Вене

№40
Материал из газеты

В венской Альбертине открылась выставка, объединившая две ветви немецкого искусства

Романтизм, зародившийся как интернациональное явление на рубеже XVIII–XIX веков, был сложным и многоликим явлением, обретавшим в каждой стране, будь то Франция, Англия или Россия, свои национальные черты. Свой романтизм был и в Германии, переживавшей тогда не лучшие времена. Раздробленность на сотни мелких государств с феодальным правлением, наполеоновские войны, значительно сократившие территорию даже самого крупного образования на немецких землях — Пруссии… Но и после освобождения от французов и Венского конгресса (1814–1815) проблема объединения германских земель не была решена вплоть до 1871 года. Надежды местной культурной элиты на построение процветающего национального государства так и остались надеждами, зато дали мощный импульс расцвету «протестной культуры», подарившей миру великую немецкую философию, музыку и литературу.

Искусству в этом ряду традиционно отводят куда более скромное место. Выставка же Миры романтизма, открывшаяся в венской Альбертине, пытается выправить этот дисбаланс или по крайней мере дать более объективную картину романтизма в немецком искусстве.

В экспозицию включено 170 произведений живописи, подготовительных набросков и рисунков, графики художников, работавших в период, который принято считать эпохой Гегеля, Гете и Бетховена. При этом кураторы выставки — Кристоф Мецгер из Альбертины и Корнелия Рейтер из венской Художественной академии — четко обозначили два пути в немецком романтизме. С одной стороны, мистически-религиозный, видевший миссию художника в символическом отображении всеобъемлющего присутствия Бога в окружающем мире. Этот путь представляли Филипп Отто Рунге, Каспар Давид Фридрих, Йохан Кристиан Даль и Карл Густав Карус. С другой стороны, на католическом юге, преимущественно австрийские художники, оглядывались в поисках идеала на Рафаэля и Дюрера, и на средневековое немецкое искусство до Реформации. Обращенное в прошлое, это движение зародилось в 1808–1809 годах в венской Академии, когда несколько ее студентов во главе с Фридрихом Овербеком и Генрихом Пфорром покинули это заведение, насаждавшее космополитичный классицизм, и основали Союз святого Луки. Через год Овербек уехал в Рим, где к нему присоединились Петер Корнелиус, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд и Вильгельм фон Шадов. Поселившись в старом монастыре, они организовали свою жизнь наподобие средневековых религиозных братств и рассматривали собственное творчество как служение Богу, подражая в нем раннему Рафаэлю и художникам Кватроченто. Позже, вернувшись на родину, назарейцы (так стали называть этих художников) оказали большое влияние на развитие немецкого искусства вплоть до конца
ХIХ века.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+