18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Истинный лик Богоматери Боголюбской

Длившаяся с перерывами почти столетие реставрация древнерусской иконы практически завершена. В ходе работ обнаружены неизвестные ранее фрагменты живописи XII века, в том числе на лике Богоматери. С 28 января выставку-отчет о проделанной работе можно будет увидеть в ВХНРЦ им.Грабаря.

На выставке «Икона XII века „Богоматерь Боголюбская“. 100 лет исследований — ответы реставрации» во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э.Грабаря покажут копию-реконструкцию Боголюбской Божией Матери, воссоздающую первоначальный замысел иконописца XII века, и множество фотоматериалов. Сама же икона сейчас находится на двухлетнем профилактическом наблюдении в специально оборудованном помещении реставрационных мастерских Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

История Богоматери Боголюбской полна драматических событий. По преданию, икона была написана по личному заказу князя Андрея Боголюбского как предалтарный образ для собора Рождества Богородицы Боголюбского монастыря под Владимиром, парный к утраченному образу Христа. Ее создание принято датировать 1158–1160 годами. Уже ранние свидетельства упоминают богатый оклад иконы, впоследствии несколько раз заменявшийся. И композиция, и стиль памятника выдают византийское влияние — его создателем, вероятно, был греческий либо хорошо знакомый с искусством Константинополя русский мастер.

Вплоть до революции икона хранилась в Боголюбском монастыре. В 1918 году ее исследовала Комиссия по сохранению и реставрации древней живописи под руководством знаменитого искусствоведа Игоря Грабаря. По его словам, когда икона была освобождена от оклада, «глазам открылась картина ужасного разрушения: изъеденная древесным червем... доска большею частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляла собой труху, сыпавшуюся при малейшем прикосновении, на доске была найдена и живая личинка червя…» Тогда на месте утрат были сделаны восковые вставки, а сама икона заключена в металлический герметичный киот. В 1946 году образ был передан во Владимирский музей. В 1956-м были сделаны новые пробные раскрытия, а двумя годами позже в Москве началась комплексная реставрация, завершившаяся через 20 с лишним лет, в 1978 году.

В 1993 году, на волне возрождения Церкви, Богоматерь Боголюбская по личной просьбе главы епархии была передана из Владимиро-Суздальского музея-заповедника в Княгинин монастырь во Владимире. По договоренности между музеем и обителью образ оставался в открытом для прихожан соборе в специальном климатическом киоте, обеспечивающем определенный уровень влажности и тепла. Как выяснилось позднее, климатическая витрина работала лишь в половину мощности: из четырех кассет, поддерживающих микроклимат, работали только две, одна и вовсе была продана. После одного из очередных обследований разразился громкий скандал, и в 2009 году в аварийном состоянии икона была возвращена в музей и на реставрацию.

«Мы не делали пятилетку в четыре года, и это очень важно, — рассказывает генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова. — Памятник настолько сложный, я вообще не знаю, как грабаревцы рискнули все это взвалить на свои плечи. Потому что проиграть ситуацию заранее, даже после всех исследований, которые икона прошла (и инфракрасное, и 3D-сканирование, и даже компьютерный томограф), понять, что там находится внутри, и прогнозировать, как будет идти реставрация, было невозможно».

Наличие неизвестной авторской живописи было зафиксировано еще в ходе реставрационных работ 1970-х годов, но доступные тогда средства не позволили довести работу до конца. И только теперь оказалось возможным найти и высвободить из-под слоев многовековых записей фрагменты оригинальной живописи 1158–1160-х годов и ввести в научный оборот неизвестную до этого древнюю живопись.

Остатки нижнего авторского слоя иконы были обнаружены в наиболее важных частях композиции: были раскрыты детали лика, рук Богоматери и ее одеяния. Сенсационность открытия связана, кроме прочего, с редкостью обнаруженного материала. Живописные произведения XII века, сохранившиеся на территории России, можно пересчитать по пальцам, тем более такого выдающегося качества, как образ Богоматери Боголюбской, принадлежащий к числу древнейших сохранившихся русских икон.

Последний этап реставрации продолжался более пяти лет. Как рассказал реставратор высшей категории ВХНРЦ им.Грабаря Александр Горматюк, «в процессе укрепления и антиаварийных работ выяснилось, что необходимо снять какое-то количество записных слоев, которые мешают и разрушают икону. В результате всех этих работ начала появляться сама живопись XII века. Новые технологии, новые возможности позволили, по сути дела, завершить тот процесс, который вели несколько поколений реставраторов нашего центра, подытожить этот труд великим открытием — открытием самого лика Богородицы, написанного в третьей четверти XII века, и достаточно большого объема живописи одежды Богородицы, что позволяет оценить подлинную систему живописи того времени. Само по себе это имеет удивительно важное значение как для исследователей древнерусского искусства, так и для простых россиян, для которых эта икона по-прежнему является чудотворным образом».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+