18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Истинный лик Богоматери Боголюбской

Длившаяся с перерывами почти столетие реставрация древнерусской иконы практически завершена. В ходе работ обнаружены неизвестные ранее фрагменты живописи XII века, в том числе на лике Богоматери. С 28 января выставку-отчет о проделанной работе можно будет увидеть в ВХНРЦ им.Грабаря.

На выставке «Икона XII века „Богоматерь Боголюбская“. 100 лет исследований — ответы реставрации» во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э.Грабаря покажут копию-реконструкцию Боголюбской Божией Матери, воссоздающую первоначальный замысел иконописца XII века, и множество фотоматериалов. Сама же икона сейчас находится на двухлетнем профилактическом наблюдении в специально оборудованном помещении реставрационных мастерских Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

История Богоматери Боголюбской полна драматических событий. По преданию, икона была написана по личному заказу князя Андрея Боголюбского как предалтарный образ для собора Рождества Богородицы Боголюбского монастыря под Владимиром, парный к утраченному образу Христа. Ее создание принято датировать 1158–1160 годами. Уже ранние свидетельства упоминают богатый оклад иконы, впоследствии несколько раз заменявшийся. И композиция, и стиль памятника выдают византийское влияние — его создателем, вероятно, был греческий либо хорошо знакомый с искусством Константинополя русский мастер.

Вплоть до революции икона хранилась в Боголюбском монастыре. В 1918 году ее исследовала Комиссия по сохранению и реставрации древней живописи под руководством знаменитого искусствоведа Игоря Грабаря. По его словам, когда икона была освобождена от оклада, «глазам открылась картина ужасного разрушения: изъеденная древесным червем... доска большею частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляла собой труху, сыпавшуюся при малейшем прикосновении, на доске была найдена и живая личинка червя…» Тогда на месте утрат были сделаны восковые вставки, а сама икона заключена в металлический герметичный киот. В 1946 году образ был передан во Владимирский музей. В 1956-м были сделаны новые пробные раскрытия, а двумя годами позже в Москве началась комплексная реставрация, завершившаяся через 20 с лишним лет, в 1978 году.

В 1993 году, на волне возрождения Церкви, Богоматерь Боголюбская по личной просьбе главы епархии была передана из Владимиро-Суздальского музея-заповедника в Княгинин монастырь во Владимире. По договоренности между музеем и обителью образ оставался в открытом для прихожан соборе в специальном климатическом киоте, обеспечивающем определенный уровень влажности и тепла. Как выяснилось позднее, климатическая витрина работала лишь в половину мощности: из четырех кассет, поддерживающих микроклимат, работали только две, одна и вовсе была продана. После одного из очередных обследований разразился громкий скандал, и в 2009 году в аварийном состоянии икона была возвращена в музей и на реставрацию.

«Мы не делали пятилетку в четыре года, и это очень важно, — рассказывает генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова. — Памятник настолько сложный, я вообще не знаю, как грабаревцы рискнули все это взвалить на свои плечи. Потому что проиграть ситуацию заранее, даже после всех исследований, которые икона прошла (и инфракрасное, и 3D-сканирование, и даже компьютерный томограф), понять, что там находится внутри, и прогнозировать, как будет идти реставрация, было невозможно».

Наличие неизвестной авторской живописи было зафиксировано еще в ходе реставрационных работ 1970-х годов, но доступные тогда средства не позволили довести работу до конца. И только теперь оказалось возможным найти и высвободить из-под слоев многовековых записей фрагменты оригинальной живописи 1158–1160-х годов и ввести в научный оборот неизвестную до этого древнюю живопись.

Остатки нижнего авторского слоя иконы были обнаружены в наиболее важных частях композиции: были раскрыты детали лика, рук Богоматери и ее одеяния. Сенсационность открытия связана, кроме прочего, с редкостью обнаруженного материала. Живописные произведения XII века, сохранившиеся на территории России, можно пересчитать по пальцам, тем более такого выдающегося качества, как образ Богоматери Боголюбской, принадлежащий к числу древнейших сохранившихся русских икон.

Последний этап реставрации продолжался более пяти лет. Как рассказал реставратор высшей категории ВХНРЦ им.Грабаря Александр Горматюк, «в процессе укрепления и антиаварийных работ выяснилось, что необходимо снять какое-то количество записных слоев, которые мешают и разрушают икону. В результате всех этих работ начала появляться сама живопись XII века. Новые технологии, новые возможности позволили, по сути дела, завершить тот процесс, который вели несколько поколений реставраторов нашего центра, подытожить этот труд великим открытием — открытием самого лика Богородицы, написанного в третьей четверти XII века, и достаточно большого объема живописи одежды Богородицы, что позволяет оценить подлинную систему живописи того времени. Само по себе это имеет удивительно важное значение как для исследователей древнерусского искусства, так и для простых россиян, для которых эта икона по-прежнему является чудотворным образом».

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+