18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тинтин в стране антикваров

Старейшая ярмарка антиквариата, брюссельская BRAFA открылась для публики.

Маски из Конго, гарнитуры ар-деко, комиксы про Тинтина — 61-я BRAFA не только предлагает искусство разных эпох, но и показывает, как правильно сочетать вещи будто с разных эстетических планет. Эклектика — это главный принцип ярмарки. «Более чем когда-либо BRAFA хотела бы сохранить свой эклектизм, перемешать свои сокровища и обратить внимание на богатство этих смешений, — говорит ее президент Харольд т’Кинт де Роденбеке. — Вот почему мы против распределения стендов по секторам, которым посетитель уделяет не более часа, сосредотачиваясь лишь на тех, которые ему интересны и игнорируя остальные. А наша цель — удивить, пробудить, порадовать взгляд, доставить удовольствие посетителю».

Уже первые стенды, разместившиеся в новом просторном отсеке ярмарки, демонстрируют широту выбора. Хозяйка французской галереи Florence De Voldère, представляющей работы семейства Брейгелей, прежде чем назвать цену, долго рассказывает про гуманизм, военно-религиозные конфликты, цензуру. Как-то даже забываешь, что речь идет о XVII веке. Еще бы, она автор нескольких книг об искусстве этой эпохи, например «Одиссея и парадиз». Самая дорогая работа тут — Яна Брейгеля Младшего, €4 млн. Под миллион оценивает две работы, приписываемые Босху, авторитетная галерея De Jonckheere. Среди торговцев старыми мастерами достойно выглядит и стенд Kunstberatung Zürich, галереи, принадлежащей в том числе дилерам российского происхождения.

Соседний стенд — Phoenix Ancient Art, галерея древностей, недавно открыла подраздел «Молодые коллекционеры». Речь тут не о возрасте, а о начинающих собирателях, поэтому цены в этом разделе не превышают €20 тыс. Египетского керамического скарабея продают, например, за €8,18 тыс. В целом же галерея работает с важными памятниками, как каменная стела с условными изображениями глаз откуда-то из Месопотамии или мраморные римские бюсты за €1,2 млн. Хозяин галереи всячески отрицает даже возможность и намек на появление археологической контрабанды из разгромленных музеев Сирии и других горячих точек Ближнего Востока. «У нас все строго сертифицировано, происхождение вещей подтверждено», — утверждает он. Президент ярмарки отмечает, что именно археология в этом году представлена наиболее полно и интересно целым рядом галерей: J. Bagot, Chenel, Cybèle, Roswitha Eberwein, David Ghezelbash, Gilgamesh, Harmakhis, Mermoz — и впервые участвующей в ярмарке американской Safani Gallery Inc., одной из старейших галерей США, среди клиентов которой Метрополитен-музей.

Следуем дальше, к паре роскошных стульев известного мастера ар-деко Рульмана, по €40 тыс. за каждый на стенде парижской галереи Mathivet. Вообще ар-деко остается самым востребованным сейчас стилем обстановки — его представляют многие галереи. Благо это еще и национальное достояние Бельгии, стиль можно изучать прямо на бульварах Брюсселя по роскошным особнякам, ряд которых превращен в музеи. На ярмарке, конечно, есть и интерьеры классицизма, и жесткий — в буквальном смысле тоже, никаких подушек — французский мебельный модернизм.

Всего в ярмарке участвует 137 галерей из 17 стран. Но тон задают французы и бельгийцы: 48 — из Франции, 55 — из Бельгии.

Одни галереи строго следуют избранному стилю, времени и направлению, и даже отдельной теме. Кто-то подобрал целую экспозицию из работ, изображающих извержение Везувия, не хватает только «Последнего дня Помпеи». Картины и картиночки, служившие чем-то вроде туристических открыток из очень горячей точки, можно купить по цене от €12 до €70 тыс.

Другие исповедуют эклектичный «принцип Верворта». Антверпенский антиквар Аксель Верворт (конечно же, участвующий в ярмарке) доказал серией художественных выставок в венецианском палаццо Фортуни, что можно элегантно провести линию от самой древности до модернизма, сочетая артефакты разных эпох так, что рождается новое произведение — инсталляция, если пользоваться современной терминологией. Следить за интригой действительно может быть особым удовольствием. Приехавшая из Лондона Aktis радует комбинацией графики Ле Корбюзье, скульптур кубинца Огюстена Карденаса, дружившего с Генри Муром и очень его напоминающего (большая композиция из цельного куска дерева оценена в €250 тыс.), и китайской живописи второй половины ХХ века. Хозяйка галереи оказывается русской и рассказывает, как начали с русских эмигрантов, Парижской школы, и постепенно пришли вот к таким историям.

Еще один стенд привлекает внимание гигантскими фигурами цапель. Как выясняется, это парковая скульптура, принадлежавшая семье владельцев производства апероля. Их разнообразная коллекция вскорости станет основой нового музея таксидермии в Париже. Подборку анималистических скульптур другой галерист, P.Heim, оживил, повесив огромный холст под названием «В цирке» одного из местных реалистов XIX века (около €30 тыс.): мама с дочкой с ужасом наблюдают за кормлением львов сырым мясом. «Вы понимаете, эта вещь отлично будет смотреться в гостиной, так как она предназначена и для мужчин, и для женщин, что редко можно найти. Посмотрите: левая сторона со львом — мужская, правая — женская», — говорит продавец.

Для тех, кто ищет не курьезы для гостиной, а инвестиционные вещи, тут тоже есть на что положить глаз. Самые дорогие художники — в галерее Stern Pissaro. Ну и что, что ни Клода Моне, ни Поля Гогена невозможно узнать в банальных пейзажах, — одни имена чего стоят! Моне — €6,8 млн, ранний Гоген — €3 млн. На другом стенде — под стеклянным колпаком женский бюст работы Джакометти, отливка сделана уже после смерти самого дорогого скульптора, в 1980-м, и на рекорд, конечно, не потянет, но имя само по себе впечатляет.

Среди самых дорогих — и местный герой сюрреалист Поль Дельво, его большая картина оценена в €3,5 млн. И конечно же, Рене Магритт, чей музей не так давно открыт в Брюсселе. И наконец, невероятно популярный в Бельгии благодаря своему герою Тинтину автор комиксов Эрже. Специализирующаяся на комиксах (речь идет об оригиналах, а не о тираже) галерея Huberty&Breyne Gallery представила два листа из раннего, дотинтинова творчества Эрже по цене, приближающейся к миллиону. И это для комиксов не предел! Рекорд Эрже составляет €2,5 млн. А бронзовое изваяние его героя Тинтина предлагают аж за €250 тыс.

Галеристы двигают и местных экспрессионистов, и пейзажную школу, но пока что на мировой сцене их явно бьют современные бельгийские звезды, как знаменитый Ян Фабр или не столь знаменитый Панамаренко с фантастическими летательными аппаратами. Мимо ярко-алого стенда галереи G.Pieters с последней инсталляцией Фабра Sacrum пройти невозможно. Первое впечатление — это барочный декор из какой-то гентской церкви. Пылающие сердца из каррарского мрамора очень искусно имитируют старинные формы, оставаясь весьма современным и ироничным высказыванием. Не зря выставку Фабра планирует показать этой осенью Эрмитаж.

Именно это сочетание старого и современного делает ярмарку BRAFA привлекательной для коллекционеров. В чем можно было убедиться на эффектном гала-ужине в честь ее открытия, когда покупатели вместе с продавцами расположились за столами со свечами прямо под картинами и скульптурами, как будто став героями жизнерадостной сценки из фламандской живописи.

Ярмарка открыта до 31 января.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+