Становление метода

№39, декабрь 2015 — январь 2016
№39
Материал из газеты

Татьяна Горячева написала книгу о супрематической графике

Горячева Т. В. Казимир Малевич и его школа. Графика из собрания Третьяковской галереи. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2015.
Горячева Т. В. Казимир Малевич и его школа. Графика из собрания Третьяковской галереи. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2015.

В книге, подготовленной к выставке Под знаком Малевича в Государственной Третьяковской галерее, Татьяна Горячева пишет, что «вообще-то в супрематических рисунках часто встречаются мотивы, не просто не повторенные в холстах, но и принципиально отличные от живописного супрематизма. Наверное, справедливо будет сказать, что графика являет собой расширенный, самостоятельный вариант супрематической системы». Это утверждение обосновывается на протяжении 200 страниц, настойчиво пронумерованных дизайнером Павлом Пополовым, склонным к незатейливому украшательству. Внешней привлекательностью книга о супрематической графике не отличается, зато она интересная и полезная.

Это музейное издание, обстоятельное искусствоведческое исследование супрематизма, интеллектуальная суть которого в графике проявляется особенно отчетливо. В книге описаны ценнейшие листы, попавшие в фонд национального музея, и они дали возможность в который раз рассказать о сущности открытий Казимира Малевича и объяснить, каким путем он к ним пришел.

Адресованная не только специалистам, но и «широкому кругу читателей», книга написана без снисхождения к ленивым и без тени желания понравиться. Но, несмотря на сухость языка и утяжеляющие повествование уточнения и пояснения, написана она увлеченно, горячо, даже страстно и, что особенно ценно, понятно. Невзирая на всю заумь малевичевского теоретизирования, смысл его открытий в книге изложен внятно и точно. Текст помогает не только что-то узнать, но и увидеть, как «условное изображение ромба, но с прорисованными глазами (прием, использованный в 1913-м) здесь трансформируется в черный ромб как супрематическую фигуру — видоизмененный черный квадрат».

А в главах, посвященных ученикам, где приводятся цитаты из дневников верных соратников Малевича, подчиненных его гению и пытающихся от него освободиться, описаны настоящие драмы зависимости. Хотя, казалось бы, речь идет об искусстве, а не о жизни.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+