Лувр отреставрирует «Иоанна Крестителя» Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи. «Иоанн Креститель». 1513–1516
Леонардо да Винчи. «Иоанн Креститель». 1513–1516

Реставрация произведений Леонардо да Винчи — щекотливая для Лувра тема. Не так давно на него обрушился шквал упреков в связи с результатами восстановления «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» (1503–1519), поэтому к работе над «Прекрасной Ферроньерой» (1490–1496) пришлось подойти к осторожностью, а к грядущей реставрации «Иоанна Крестителя» (1513–1516) музей относится предельно серьезно.

В вопросах, касающихся реставрации живописных полотен Леонардо, мнения экспертов регулярно разделяются; при этом доподлинно известно лишь приблизительно о полутора десятках его картин, дошедших до наших дней. Реставрация в 2011–2012 годах «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» вызвала ожесточенные споры: одни специалисты выступали за снятие лакового слоя с большей части поверхности картины, другие настаивали на том, что его счистка должна быть гораздо менее радикальной. По завершении работ бывший руководитель службы реставрации живописи Национальных музеев Франции Сеголен Бержон-Лангль отмечала, что контур лица Мадонны частично утратил четкость (не все специалисты разделили ее мнение).

Леонардо да Винчи. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом». 1503–1519. До и после реставрации
Леонардо да Винчи. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом». 1503–1519. До и после реставрации

Бержон-Лангль также выражала обеспокоенность в связи с последовавшей реставрацией «Прекрасной Ферроньеры», завершившейся в 2015 году, однако теперь отзывается о ней как об успешной благодаря тому, что внесенные «изменения оказались умеренными», о чем она рассказала нашим коллегам из французской газеты Le Journal des Arts.

«Осторожность и прагматизм — вот наш основной принцип», — говорит директор отдела живописи Лувра Себастьян Аллар. В конце января «Иоанн Креститель» покинет свое место в Большой галерее неподалеку от зала «Моны Лизы». Хотя в последний раз картину реставрировали в XIX веке, с тех пор она не раз покрывалась дополнительными слоями лака — что не всегда документировалось — «для придания произведению глубины». За это время лаковые слои успели окислиться и приобрести желтые и коричневые оттенки, а между ними накапливалась грязь.

Работа представляет собой поясное изображение улыбающегося святого. Его тело будто светится внутренним светом, в то время как традиционные одежды и крест в руке едва различимы на темном фоне. По словам Аллара, при пристальном изучении можно заметить, что крест-посох святого окружен едва уловимым сиянием, ныне полностью утратившим видимость. «Для того чтобы вернуть картине первоначальную ясность, необходимо истончить лаковый слой», — говорит он.

Руководить реставрацией будет Регина Морьеара совместно с реставрационно-исследовательским центром музеев Франции C2RMF. Бержон-Лангль считает, что это «великолепный выбор», поскольку именно Морьеара провела консервацию «Купания Вирсавии» (1654) Рембрандта, «работая очень тонко, не переусердствовав при очистке и сохранив мягкость картины».

Наблюдать за ходом работ будет международный комитет, в который войдет около десятка экспертов. «Его деятельность будет носить чисто консультационный характер, и одобрение с его стороны не будет являться необходимым условием», — говорит Аллар, добавляя, что все специалисты по творчеству Леонардо да Винчи получат возможность приходить и лично наблюдать за тем, как продвигается реставрация. Не исключено, что удастся выяснить, почему рука святого выглядит выписанной «довольно грубо»: из-за чрезмерно агрессивной очистки в XVI или XIX веках либо же по воле самого мастера, оставившего недописанным это произведение, считающееся его последней работой.

И чтобы предупредить возможное беспокойство в связи с тем, что Лувр планирует в ближайшие годы провести посвященную Леонардо да Винчи выставку, музей заверяет, что никаких планов по реставрации «Моны Лизы» пока нет.

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+