18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Успейте подписаться на газету по выгодной цене до 1 октября

Дилемма частных музеев: золотой век или золотая клетка?

Как Фонд Барнса пытается остаться верным заветам своего основателя

Через три года после переезда в новое здание в центре Филадельфии Фонд Барнса продолжает поиск нового направления своего развития. Его судьба подстегнула дискуссию о золотом веке частных музеев: могут ли они идти в ногу со временем и быть финансово жизнеспособными, не отступая при этом от миссии, определенной их создателями?

В течение следующих пяти лет в планах фонда — запустить первую официальную выставочную программу, заказать новые работы современным художникам, оцифровать архив и открыть свою коллекцию для искусствоведов. В фонде также рассчитывают собрать к 2022 году $100 млн в качестве пожертвований в виде эндаумент-фонда (к уже имеющимся $63,1 млн).

Фонд, основанный в 1922 году своенравным и эксцентричным фармацевтическим магнатом Альфредом Барнсом, владеет одной из лучших в мире коллекций модернистской живописи. Но в последнее время этот факт отошел на второй план в свете целой серии судебных исков и громких протестов, которые вызвало решение перевезти коллекцию из городка Мерион, где находился дом Барнса, в центр Филадельфии: это противоречило последней воле мецената.

В течение прошлого года Фонд Барнса следовал новому плану развития, для чего руководство было вынуждено отступить от заветов основателя. «Что делать: застыть, как муха в янтаре, или все-таки пытаться двигаться вперед? — рассуждает Адриан Эллис, директор AEA Consulting, консультировавший фонд. — Мы не заложники старых идей, хотя и считаем, что за их императивами стоит нечто значимое».

Обновленный Фонд Барнса стал более открытым во всех смыслах учреждением. При жизни Альфреда Барнса вход туда был заказан любому, кто принадлежал к художественному истеблишменту, причем сообщалось об этом письменно — ехидным посланием, подписанным псом коллекционера. А первые цветные фотографии собрания были опубликованы лишь в 1993 году. Теперь же фонд планирует созывать ежегодный научный симпозиум, опубликовать комплексное исследование произведений Поля Сезанна из своей коллекции, а также развивать резидентские программы для искусствоведов.

Три ежегодные выставки, включая ретроспективу современного художника Нари Уорда и выставку, посвященную фланёрам XIX века, призваны представить коллекцию фонда под новым углом зрения. Как минимум одна экспозиция раз в два года будет посвящена неевропейскому искусству или дизайну — менее известным увлечениям Альфреда Барнса. «Эти коллекции могут рассказать удивительные истории в не совсем привычных сферах, социальной или же культурной, тем более что пока они практически не были востребованы», — объясняет Эллис.

Не все в художественных кругах приветствуют перемены в фонде, кое-кто считает, что его новая программа означает отречение от основных идей Барнса. «Они хотят стать обычным музеем, а именно от этого Барнс старательно открещивался», — напоминает Том Фрейденхайм, бывший директор Художественного музея Балтимора.

«В начале своей истории фонд был сосредоточен прежде всего на образовательной деятельности, а теперь его главная цель состоит в том, чтобы получать деньги», — считает Николас Тинари, выпускник исследовательской программы Фонда Барнса. С переходом к новой стратегии управления бюджет фонда существенно увеличился: с $8 млн в 2011 году до $18 млн в 2015-м; в 2020 году планируется привлечь уже $24,8 млн.

«Мы не делаем ничего такого, что как-то ограничивало бы круг возможностей посетителя или студента, которые существовали еще при жизни Барнса. Более того, при желании теперь можно участвовать в специальных программах. Мы хотим открыть уникальную коллекцию Барнса публике и придать созданному им музею более заметную роль в художественном мире», — поясняет директор фонда Том Коллинз, занявший этот пост ровно год назад.

Фонд Барнса не единственный частный музей, раскритикованный за попытки отойти от принципов своих основателей. К примеру, нью-йоркский музей «Коллекция Фрика» в июне прошлого года был вынужден отказаться от планов строительства нового корпуса на месте своего сада.

«Все музеи, которые я знаю, изменились — более или менее радикально», — говорит Энн Игонне, автор книги «Свой собственный музей: Частные коллекции, государственные дары». По ее словам, темп музейных реноваций за последние десять лет ускорился, но и популярность этих учреждений тоже выросла.

Общественный резонанс способны вызвать даже небольшие перемены. По мнению Нила Раденстайна, попечителя Фонда Барнса, обязательно найдутся те, кто «будет недоволен» решением вывести его образовательные программы за границы «объективного метода», которого придерживался основатель. «Да, мы готовы жить с этим», — резюмирует он.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
7
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+