Эрнст Неизвестный. Снова в Манеже

№39, декабрь 2015 — январь 2016
№39
Материал из газеты

Ретроспективу скульптора к его 90-летию дополнят работы современников

Эрнст Неизвестный. Кентавр. Бронза
Эрнст Неизвестный. Кентавр. Бронза

В выставку классика нонконформизма, приуроченную к его 90-летию, будет включено более 100 произведений скульптуры, живописи и графики. Место имеет особое значение: здесь в 1962 году Эрнст Неизвестный спорил с Никитой Хрущевым об искуссстве. А работы художников второго русского авангарда, среди которых Андрей Гросицкий, Олег Целков, Оскар Рабин, Александр Косолапов, на параллельной выставке Избранные произведения в этот раз обеспечат Эрнсту Неизвестному надежный тыл.

Любая коллекция дает представление и о самом собирателе. Две дополняющие друг друга выставки — из собрания Russian World Gallery, основанной коллекционером Феликсом Комаровым. В коллекции отразилась судьба русской художественной эмиграции, целая эпоха — от расцвета до заката знаменитой «русской волны».

Приехав в Нью-Йорк, Феликс Комаров в 1990-е годы основал галерею — и не где-нибудь на окраине, а на 5-й авеню, на так называемой музейной миле, неподалеку от Музея Гуггенхайма и МoМА. Вскоре его галерея стала одним из центров русского мира. 1990-е годы были «лихими» не только для постсоветской России, но и для русской диаспоры в США. В галерее проходили щедрые приемы à  la russe: блины, водка, икра. Здесь бывали кинозвезды, спортсмены и политики. У Комарова даже заказывала подарок для госсекретаря Мадлен Олбрайт сама Хиллари Клинтон, будучи первой леди государства. Сюда захаживали и осевшие в Нью-Йорке новые русские бизнесмены. Здесь встречались русские спортсмены и их покровители — Комаров придумал «Российский кубок Стэнли», которым награждали русских хоккеистов, игравших в НХЛ.

Художественные интересы Russian World Gallery оказались широки — от ювелирного искусства до современного. У Комарова сложилась одна из лучших коллекций художников-эмигрантов, дающая представление о постсоветском периоде их творчества. И хотя коллекционер закрыл галерею в Нью-Йорке, он продолжает свою культуртрегерскую миссию, поддерживая и проводя выставки русского андерграунда в России.

Одним из первых художников галереи стал Эрнст Неизвестный, деловые отношения Комарова с которым со временем переросли в дружбу. «Эта выставка — дань уважения, мое поздравление Эрнсту Неизвестному с юбилеем», — признается коллекционер.

Выставка Неизвестного, чьи гигантские монументы стоят по всему миру (его Дружба народов на Асуанской плотине взметнулась ввысь аж на 75 м), — непростая задача. Однако и в небольших формах он остается монументалистом. В Манеже можно будет увидеть, например, его Золотого эльфа — статуэтку, выполненную для российской премии в области литературы и искусства «Триумф». Его кентавры, раздираемые страстями, выдерживают любой размер. Кентавр — альтер эго скульптора. Так прозвали его друзья, и кентавром Неизвестный всегда ощущал себя сам. Когда-то он создал даже «теорию кентавра» — о слиянии человека, животного и машины, теорию, в которой соединились чаяния физиков и лириков 1960-х. Кентавр Неизвестного кажется ответом Минотавру Пикассо. Между двумя мастерами ХХ века действительно много общего: та же мощь, творческая и человеческая, то же драматичное ощущение мира.

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
В обзоре 400 лет истории изобразительного искусства рассказывается о жизни домашней прислуги, лишь изредка упоминая о хозяевах. Для Дайаны Волфтал важно все то, на что раньше специалисты предпочитали не обращать внимания
20.05.2022
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+