18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрнст Неизвестный. Снова в Манеже

№39
Материал из газеты

Ретроспективу скульптора к его 90-летию дополнят работы современников

В выставку классика нонконформизма, приуроченную к его 90-летию, будет включено более 100 произведений скульптуры, живописи и графики. Место имеет особое значение: здесь в 1962 году Эрнст Неизвестный спорил с Никитой Хрущевым об искуссстве. А работы художников второго русского авангарда, среди которых Андрей Гросицкий, Олег Целков, Оскар Рабин, Александр Косолапов, на параллельной выставке Избранные произведения в этот раз обеспечат Эрнсту Неизвестному надежный тыл.

Любая коллекция дает представление и о самом собирателе. Две дополняющие друг друга выставки — из собрания Russian World Gallery, основанной коллекционером Феликсом Комаровым. В коллекции отразилась судьба русской художественной эмиграции, целая эпоха — от расцвета до заката знаменитой «русской волны».

Приехав в Нью-Йорк, Феликс Комаров в 1990-е годы основал галерею — и не где-нибудь на окраине, а на 5-й авеню, на так называемой музейной миле, неподалеку от Музея Гуггенхайма и МoМА. Вскоре его галерея стала одним из центров русского мира. 1990-е годы были «лихими» не только для постсоветской России, но и для русской диаспоры в США. В галерее проходили щедрые приемы à  la russe: блины, водка, икра. Здесь бывали кинозвезды, спортсмены и политики. У Комарова даже заказывала подарок для госсекретаря Мадлен Олбрайт сама Хиллари Клинтон, будучи первой леди государства. Сюда захаживали и осевшие в Нью-Йорке новые русские бизнесмены. Здесь встречались русские спортсмены и их покровители — Комаров придумал «Российский кубок Стэнли», которым награждали русских хоккеистов, игравших в НХЛ.

Художественные интересы Russian World Gallery оказались широки — от ювелирного искусства до современного. У Комарова сложилась одна из лучших коллекций художников-эмигрантов, дающая представление о постсоветском периоде их творчества. И хотя коллекционер закрыл галерею в Нью-Йорке, он продолжает свою культуртрегерскую миссию, поддерживая и проводя выставки русского андерграунда в России.

Одним из первых художников галереи стал Эрнст Неизвестный, деловые отношения Комарова с которым со временем переросли в дружбу. «Эта выставка — дань уважения, мое поздравление Эрнсту Неизвестному с юбилеем», — признается коллекционер.

Выставка Неизвестного, чьи гигантские монументы стоят по всему миру (его Дружба народов на Асуанской плотине взметнулась ввысь аж на 75 м), — непростая задача. Однако и в небольших формах он остается монументалистом. В Манеже можно будет увидеть, например, его Золотого эльфа — статуэтку, выполненную для российской премии в области литературы и искусства «Триумф». Его кентавры, раздираемые страстями, выдерживают любой размер. Кентавр — альтер эго скульптора. Так прозвали его друзья, и кентавром Неизвестный всегда ощущал себя сам. Когда-то он создал даже «теорию кентавра» — о слиянии человека, животного и машины, теорию, в которой соединились чаяния физиков и лириков 1960-х. Кентавр Неизвестного кажется ответом Минотавру Пикассо. Между двумя мастерами ХХ века действительно много общего: та же мощь, творческая и человеческая, то же драматичное ощущение мира.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
6
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
7
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+