Дом Муму превратят в музей

№39, декабрь 2015 — январь 2016
№39
Материал из газеты

Под непосредственным патронажем столичной мэрии к 200-летию Ивана Тургенева на Остоженке появится полноценный культурно-досуговый центр, посвященный жизни и творчеству великого писателя

К круглой дате восстановят не только особняк, но и сквер с историческим дубом и растениями, привезенными из тургеневских мест
К круглой дате восстановят не только особняк, но и сквер с историческим дубом и растениями, привезенными из тургеневских мест

Тургенев описывал путь крепостного дворника Герасима в Муму от дома барыни по Хилкову переулку к набережной Москва-реки так: «Дойдя до угла улицы, он остановился, как бы в раздумье, и вдруг быстрыми шагами отправился прямо к Крымскому броду...»

Дом, в котором жил И.С.Тур­генев в 1850 году — под таким названием вошел этот объект культурного наследия федерального значения, расположенный по адресу: ул. Остоженка, д. 37/7, в реестр памятников.

Одноэтажный ампирный особняк с антресолью и шестиколонным портиком, в котором после революции были коммуналки, а в 1976–2007 годах располагалась государственная организация, — ровесник писателя и узнаваемый образец послепожарной архитектуры. Титулярный советник Д.Н.Федоров построил его в 1819-м для сдачи внаем; среди арендаторов было семейство Аксаковых, здесь жила тетка Пушкина Елизавета Львовна с мужем-камергером, а 16 сентября 1840-го особняк купила Варвара Петровна Тургенева. Она восторженно описывала приобретение в письмах к сыну Ивану, который оканчивал в ту пору университет в Берлине: «У меня прекрасный, маленький московский дом… в котором всегда воздух ровен, тепло, светло, сухо, покойно». В 1841-м Иван Сергеевич появился здесь впервые, потом бывал проездом, провел в остоженской усадьбе весны 1844 и 1845 годов. Он недолго жил тут после смерти матери, в 1850-м: писал статьи в «Отечественные записки», здесь придумал Бежин луг. А в 1851 году оставил дом навсегда, чтобы через полтора века вернуться — в документах, фотографиях и портретах.

Формально музей основан в 2007 году, но только в 2009-м здесь наскоро сделали косметический ремонт и разместили в анфиладе выставку. Никто не пытался восстановить сам дом — на антресольном этаже, на месте комнаты писателя, был туалет. В сентябре 2015-го выставку демонтировали, и тут только реставраторы, занявшись особняком вплотную, обнаружили его почти идеальную сохранность. В аварийном состоянии, по словам Андрея Ивлиева, руководителя реставрационной компании «Возрождение», находятся лишь фундамент и кровля. В письмах Варвары Петровны Тургеневой и ее воспитанницы Варвары Николаевны Житовой есть подробные описания отделки помещений и мебели — с ними и будут согласовывать интерьеры будущего музея. С аутентичными предметами обещают помочь музеи Тургенева в Орле и Спасском-Лутовинове, музей-квартира в Санкт-Петербурге и музей в Бужевале во Франции, какие-то раритеты готовы передать в московский музей из Баден-Бадена.

Тургеневская коллекция Государственного музея А.С.Пушкина в Москве, частью которого является новый музей, собирается шесть лет. Только на приобретение музейных вещей и устройство экспозиции потратят 41 млн руб. Вдвое больше, 87 млн руб., выделено на собственно реставрацию, которая началась 26 октября и должна быть завершена в августе 2017 года. И в 2018-м — в год 200-летия Тургенева — особняк будет полностью приведен к тому виду, в каком он был при жизни писателя.

Щедрость объясняется значением, которое придает проекту мэрия: круглая дата со дня рождения классика — безукоризненный повод для большого праздника. Глава Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский считает, что это должен быть не просто музей, особняк обещают превратить в культурно-досуговый центр.

Мэрия сделала ставку на Тургенева, как в 1997-м — на Пушкина, к его 200-летию. Государственный музей А.С.Пушкина на Пречистенке отреставрировали именно тогда, и к той же дате «украсили» его современной ротондой и прочим новоделом. Остается надеяться, что на этот раз обойдутся реставрацией. Появится, правда, памятник Тургеневу перед усадьбой. На лучший его проект будет объявлен конкурс. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+