18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом Муму превратят в музей

№39
Материал из газеты

Под непосредственным патронажем столичной мэрии к 200-летию Ивана Тургенева на Остоженке появится полноценный культурно-досуговый центр, посвященный жизни и творчеству великого писателя

Тургенев описывал путь крепостного дворника Герасима в Муму от дома барыни по Хилкову переулку к набережной Москва-реки так: «Дойдя до угла улицы, он остановился, как бы в раздумье, и вдруг быстрыми шагами отправился прямо к Крымскому броду...»

Дом, в котором жил И.С.Тур­генев в 1850 году — под таким названием вошел этот объект культурного наследия федерального значения, расположенный по адресу: ул. Остоженка, д. 37/7, в реестр памятников.

Одноэтажный ампирный особняк с антресолью и шестиколонным портиком, в котором после революции были коммуналки, а в 1976–2007 годах располагалась государственная организация, — ровесник писателя и узнаваемый образец послепожарной архитектуры. Титулярный советник Д.Н.Федоров построил его в 1819-м для сдачи внаем; среди арендаторов было семейство Аксаковых, здесь жила тетка Пушкина Елизавета Львовна с мужем-камергером, а 16 сентября 1840-го особняк купила Варвара Петровна Тургенева. Она восторженно описывала приобретение в письмах к сыну Ивану, который оканчивал в ту пору университет в Берлине: «У меня прекрасный, маленький московский дом… в котором всегда воздух ровен, тепло, светло, сухо, покойно». В 1841-м Иван Сергеевич появился здесь впервые, потом бывал проездом, провел в остоженской усадьбе весны 1844 и 1845 годов. Он недолго жил тут после смерти матери, в 1850-м: писал статьи в «Отечественные записки», здесь придумал Бежин луг. А в 1851 году оставил дом навсегда, чтобы через полтора века вернуться — в документах, фотографиях и портретах.

Формально музей основан в 2007 году, но только в 2009-м здесь наскоро сделали косметический ремонт и разместили в анфиладе выставку. Никто не пытался восстановить сам дом — на антресольном этаже, на месте комнаты писателя, был туалет. В сентябре 2015-го выставку демонтировали, и тут только реставраторы, занявшись особняком вплотную, обнаружили его почти идеальную сохранность. В аварийном состоянии, по словам Андрея Ивлиева, руководителя реставрационной компании «Возрождение», находятся лишь фундамент и кровля. В письмах Варвары Петровны Тургеневой и ее воспитанницы Варвары Николаевны Житовой есть подробные описания отделки помещений и мебели — с ними и будут согласовывать интерьеры будущего музея. С аутентичными предметами обещают помочь музеи Тургенева в Орле и Спасском-Лутовинове, музей-квартира в Санкт-Петербурге и музей в Бужевале во Франции, какие-то раритеты готовы передать в московский музей из Баден-Бадена.

Тургеневская коллекция Государственного музея А.С.Пушкина в Москве, частью которого является новый музей, собирается шесть лет. Только на приобретение музейных вещей и устройство экспозиции потратят 41 млн руб. Вдвое больше, 87 млн руб., выделено на собственно реставрацию, которая началась 26 октября и должна быть завершена в августе 2017 года. И в 2018-м — в год 200-летия Тургенева — особняк будет полностью приведен к тому виду, в каком он был при жизни писателя.

Щедрость объясняется значением, которое придает проекту мэрия: круглая дата со дня рождения классика — безукоризненный повод для большого праздника. Глава Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский считает, что это должен быть не просто музей, особняк обещают превратить в культурно-досуговый центр.

Мэрия сделала ставку на Тургенева, как в 1997-м — на Пушкина, к его 200-летию. Государственный музей А.С.Пушкина на Пречистенке отреставрировали именно тогда, и к той же дате «украсили» его современной ротондой и прочим новоделом. Остается надеяться, что на этот раз обойдутся реставрацией. Появится, правда, памятник Тургеневу перед усадьбой. На лучший его проект будет объявлен конкурс. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
4
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
5
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
6
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
7
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+