18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Малом зале питерского Манежа открылся музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков

Идея создания Музея современного искусства Санкт-Петербурга (МИСП) возникла в 1990 году. Решением Ленсовета формировать коллекцию будущего музея было поручено Центральному выставочному залу «Манеж».

Четверть века правительство Северной столицы выделяло деньги на закупку произведений современных художников. Однако вопрос о выделении помещения был решен властями только в декабре этого года. Музей получил юридический адрес на набережной канала Грибоедова в Малом зале Манежа.

Это комплекс, состоящий из главного здания со сводчатыми потолками и железными ставнями на окнах. У здания непростая дореволюционная история. Сначала он был построен как съезжий дом 2-й Адмиралтейской части, то есть полицейский участок, потом превращен в полицейский архив. После революции здание преобразовали в партийный архив, далее его место занял архив городского суда.

Музей уже получил государственный статус, и, по словам его директора Марины Джигарханян, в ближайшее время будет принят устав. Коллекция музея представляет искусство Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков начиная с 1910 года и по сегодняшний день. Широко представлены произведения объединения «Круг художников», например классиков советского периода Александра Ведерникова, Владимира Лебедева, Алексея Пахомова.  Картины закупались у наследников и проходили утверждение через экспертный совет при Комитете по культуре Санкт-Петербурга. XXI век представлен в собрании как традиционным искусством, так contemporary art’ом.

Как сказала Марина Джигарханян, средства на закупку произведений выделяют из городского бюджета. Но если раньше это происходило дважды в год, то сегодня, в условиях кризиса — только один раз. «Из всех городских музеев, которые представляют произведения на рассмотрение закупочной комиссии, — объяснила TANR Марина Джигарханян, — нам отдают предпочтение, зная о значимости нашей коллекции и о той серьезной работе, которую мы ведем».

Сотрудники музея ведут весь комплекс музейной работы: хранительскую, научно-исследовательскую и просветительскую. Был дважды издан альбом, который представляет собрание хотя бы в базовой его части. Коллекция уже не раз выставлялась за рубежом, а партнерами в Греции и Италии изданы каталоги к выставкам.

В Петербурге существуют другие музеи и центры современного искусства, например «Эрарта» и арт-центр «Пушкинская, 10». Марина Джигарханян считает, что они не могут быть конкурентами возглавляемому ею музею. «Пушкинская, 10» — это общественная организация, и ее коллекция представляет весьма ограниченный пласт художественного развития Санкт-Петербурга. «Эрарта» в основном занимается актуальными течениями современного искусства, это тоже частный музей. Собрание «Эрарты» не входит в государственный музейный фонд, ее коллекция числится на балансе как хозяйственное имущество, поэтому может подвергаться любому движению: продаваться, передаваться из рук в руки и так далее. У МИСП двойное подчинение — Комитету по культуре Санкт-Петербурга и Министерству культуры России.

Заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский считает, что, хотя Музей современного искусства ХХ–ХХI веков Санкт-Петербурга, конечно же, нужен, функционировать он будет как локальная институция.

«В его коллекции в основном произведения художников Ленинградского отделения Союза художников, — сказал Боровский TANR. — В Ленинградском отделении Союза художников были и бездарности, и гении. Но хорошо, что такой музей открылся. Он очень важен на социологическом уровне».

Сегодня в музее уже открыты два зала, в них проходит выставка работ художника Виктора Данилова. Весной 2016 года будут открыты и другие помещения. «Мы надеемся знакомить зрителей с разными сторонами искусства нашего города, с его разноплановой художественной историей — официальной и неофициальной», говорится в официальном манифесте руководства МИСП.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
5
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
6
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
7
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
Книга обрывается прямо перед кульминацией — вступлением автора в должность директора Третьяковки. Но и до того в жизни Трегуловой было много такого, что заслуживает читательского внимания. А начинает она свою историю с раннего детства
17.05.2024
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+