18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Париж с Алексеем Тархановым: Artcurial взял билет на поезд

В парижском аукционном доме Artcurial прошла пресс-конференция, посвященная сразу двум событиям.

Первое — аукционисты завели собственный выставочный и культурный отдел Agence Artcurial Culture, который должен заниматься не столько предпродажными выставками, сколько культурной и художественной деятельностью. По сути, речь идет о художественном фонде.

«Я держу молоток аукциониста 20 лет, но у меня есть и другая профессия, — сказал на пресс-конференции Франсис Бриест, возглавивший Agence Artcurial Culture. — Это работа с художниками. Мы уже делали музейные проекты вроде художественного пространства в парижском аэропорту, а теперь объявляем о сотрудничестве с отделом наследия компании Orient Express».

И это как раз второе событие. Новый фонд начинает свою деятельность с подготовки выставки о знаменитом Orient Express, Восточном экспрессе, поезде, связавшем в начале прошлого века Европу с Азией и Африкой. Партнером Agence Artcurial Culture становится компания Orient Express, независимое подразделение французских железных дорог, и входящие в его штат дизайнеры и историки.

Дело в том, что железнодорожники Франции решили возродить восточный маршрут, который связал Лондон и Стамбул, и вновь пустить через Балканы легендарный поезд. А пока что компания занялась сбором художественной документации о Восточном экспрессе, который они хотят показать не просто роскошным отелем на колесах, а настоящим явлением культуры.

Два года назад они уже устраивали большую экспозицию в парижском Институте арабского мира. Там о знаменитом поезде говорили как о художественном мифе, о сказке, связывающей некоторые царства и некоторые государства, и недаром в качестве названия выставки был выбран сказочный зачин «Il était une fois l’Orient Express» — «Жил-был Восточный экспресс». На этой выставке становилось ясно, что путь самого известного экспресса Европы проходил не только через Вену, Белград, Софию, но и через всю историю западного искусства, живописи, литературы и кинематографии. «Путешествие на Восток» стало для многих европейцев обязательным шагом в образовании, в том числе эстетическом, потому что было обставлено со всей возможной восточной и западной роскошью. Когда-то Луи Вуиттон сделал для путешественника Пьера Саворньяна де Бразза чемодан со складной кроватью. Пассажирам и тем более пассажиркам Восточного экспресса раскладушка была не нужна, можно было на крахмальных простынях мчаться по дикой равнине. Отчасти об этом говорила на выставке в Институте арабского мира картина Поля Дельво с обнаженной женщиной, нежащейся в кровати посреди перрона, — его «Железный век».

«В 1920-е годы было много прекрасных поездов, но такого, как этот, не было, — сказал генеральный директор Orient Express Патрик Ропер. — Он давно исчез, а люди все равно о нем мечтают». С 2016 до 2020 год он хочет организовать передвижную выставку, которая двинется по маршруту экспресса, побывав в Будапеште, Вене, Венеции, Лондоне и Стамбуле. Словом повсюду, куда сегодня дотягиваются рельсы европейских железных дорог.

Художественный и научный консультант Agence Artcurial Culture Серж Лемуан, историк и хранитель, возглавлявший в 2001–2008 годах парижский Музей Орсе, напомнил о том, что поезд был настоящим художественным музеем — с авторской графикой на стенах, с интерьерами Рене Лалика, Альберта Дюнна и Рене Пру — и что эти вещи обладают огромной ценностью. Аукционисты это знают, кстати, не хуже музейщиков: предметы обстановки Восточного экспресса не раз выходили на торги, продавались они и в Artcurial.

Но главная ценность экспресса — и об этом тоже сказал Патрик Ропер — в истории, воспоминаниях, людях. Для Пьера Лоти, матроса и академика, писателя, помешанного на Турции, поезд стал кабинетом и библиотекой на колесах. Он проклял его напоследок за то, что рельсы открыли профанам дорогу на Восток. Махараджа Кох Бехара зимой 1907 года занял со своими женами и наложницами целый вагон. Одалиски мерзли, и он собрал все имевшиеся в поезде шубы, на прощание вознаградив соседей и обслугу полными пригоршнями бриллиантов. Грэм Грин упомянул поезд в двух своих вещах — в «Стамбульском экспрессе» и «Путешествии с тетушкой». Но чаще всего мы вспоминаем Агату Кристи, нашедшую в Восточном экспрессе свой новый роман. И фильм Сидни Люмета, где пространства двух вагонов хватило для двух часов драмы. И Джеймса Бонда, бежавшего в поезде из Стамбула с разведчицей Татьяной, своей любовью из России. На Восточном экспрессе путешествовала «королева шпионажа» Мата Хари — и настоящие короли, однажды заполонившие поезд по пути на похороны королевы Виктории. И даже им управлявшие: известна история Фердинанда, царя Болгарии, который так любил стоять у рычагов паровоза, что однажды чуть не пустил экспресс под откос. Дважды в Восточном экспрессе определяли судьбу западного мира и особенно Франции: именно в вагоне этого поезда она подписала победу в 1918-м и поражение в 1940-м.

Как заметил Франсис Бриест, люди в Европе путешествуют в основном ради культурных впечатлений. Так что цель — наполнить культурой даже сам процесс путешествия — вполне достижима. Весьма вероятно, что лет через пять на европейских железных дорогах вместо странствующего отеля появится художественно-исторический музей на колесах.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+