18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Культуру Перми ставят на новые рельсы: музей современного искусства переедет в трамвайное депо

Коллекцию Пермской государственной галереи предложено перенести в Речной вокзал, а коллекцию PERMM — в трамвайное депо. Да и в целом новая культурная политика региона может быть охарактеризована как «вперед, в прошлое».

Пермяки пишут губернатору петицию с просьбой разобраться с новым зданием для Пермской государственной художественной галереи, под ней уже подписалось 1,5 тыс. пермяков. Старое — Кафедральный собор — нужно отдать Русской православной церкви. Во время «пермской культурной революции» было проведено много архитектурных конкурсов с участием западных архитектурных звезд. Новую сцену оперного театра собирался строить англичанин Дэвид Чипперфилд, аэропорт — испанец Рикардо Бофилл, а швейцарец Петер Цумтор — галерею. После увольнения в июне 2013 года с поста директора Музея современного искусства PERMM Марата Гельмана власти города сменили вектор культурной политики. В сентябре прошли общественные слушания госпрограммы «Культура Пермского края». Во время своего выступления губернатор Виктор Басаргин сказал, что проекта Цумтора не будет: «Мы из второй инстанции получили отрицательное заключение по поводу строительства галереи на склоне». И предложил перенести на время коллекцию Пермской галереи в Речной вокзал, где сейчас музей PERMM, а тот, в свою очередь, — в пустующее трамвайное депо.

Судя по программе, новая культурная политика региона может быть охарактеризована как «вперед, в прошлое». Министр культуры Игорь Гладнев зачитывал по бумажке концепцию развития культуры в регионе. В ней нет ни слова о культурной столице, инновационных прорывах, остановке миграции молодежи в Москву и прочих фантазиях бывшего губернатора Олега Чиркунова. Зато есть о «сохранении», «привлечении», «кадрах» и «воспитании молодежи в духе патриотизма». Заканчивая свою речь, новый министр воскликнул: «Да здравствует наше прошлое!» — и после мхатовской паузы добавил: «И будущее». «Когда мы уберем красных человечков? Это же позор Перми!» — возмущался на обсуждении программы Равиль Исмагилов, председатель местного Союза художников. Речь идет о нескольких объектах паблик-арта питерской арт-группы Pprofessors (Мария Заборовская и Андрей Люблинский), представляющих собой скульптуры красных человечков высотой от 2,5 до 4 м, разбросанных по центру Перми. Когда их установили, пермский художник-реалист призывал власть сбросить варягов с пермского корабля современности, убрать красных человечков, а в случае не — пригрозил сжечь свои картины перед зданием Законодательного собрания.
Но не сжег.

Игорь Гладнев отшучивался в том духе, что у Равиля Бариловича какие-то особенные отношения со скульптурной группой.

«Красных человечков никуда не убирают, просто одного увезли на ремонт», — успокоила разбушевавшуюся общественность Наиля Аллахвердиева, руководитель паблик-арт-программы PERMM. Через три дня их снова установили. Но тревожиться есть из-за чего. В отношении культурных проектов своих предшественников новые власти высказываются противоречиво. Так, год назад Виктор Басаргин предложил перенести все арт-объекты в одно место. Получив письмо из Минкульта с просьбой представить предложения по размещению всех городских скульптур в одном месте, Наиля Аллахвердиева ответила: «Размещение арт-объектов в одном месте противоречит поставленной нами задаче. Каждый объект «сидит» на своем месте. Благодаря внешней среде стала возможна их интерпретация, резонансность. Каждый объект четко вписан в контекст». В самой Перми открывают новый арт-объект — православный. Типовая композиция Святые благоверные Петр и Феврония Муромские будет установлена в центре города, рядом с памятником погибшим афганцам Разорванное братство.

Но есть и хорошие новости: разгромленный вандалами объект Счастье не за горами, который был создан Борисом Матросовым в 2009 году и располагается на набережной Камы за Речным вокзалом, починила за свой счет неаффилированная пермская компания. Выходит, начавшаяся сверху культурная революция сегодня подхватывается снизу. А это значит, что пусть не так, как раньше, но что-то обязательно в Перми происходить будет.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+