Культуру Перми ставят на новые рельсы: музей современного искусства переедет в трамвайное депо

courtesy permm
courtesy permm

Коллекцию Пермской государственной галереи предложено перенести в Речной вокзал, а коллекцию PERMM — в трамвайное депо. Да и в целом новая культурная политика региона может быть охарактеризована как «вперед, в прошлое».

Пермяки пишут губернатору петицию с просьбой разобраться с новым зданием для Пермской государственной художественной галереи, под ней уже подписалось 1,5 тыс. пермяков. Старое — Кафедральный собор — нужно отдать Русской православной церкви. Во время «пермской культурной революции» было проведено много архитектурных конкурсов с участием западных архитектурных звезд. Новую сцену оперного театра собирался строить англичанин Дэвид Чипперфилд, аэропорт — испанец Рикардо Бофилл, а швейцарец Петер Цумтор — галерею. После увольнения в июне 2013 года с поста директора Музея современного искусства PERMM Марата Гельмана власти города сменили вектор культурной политики. В сентябре прошли общественные слушания госпрограммы «Культура Пермского края». Во время своего выступления губернатор Виктор Басаргин сказал, что проекта Цумтора не будет: «Мы из второй инстанции получили отрицательное заключение по поводу строительства галереи на склоне». И предложил перенести на время коллекцию Пермской галереи в Речной вокзал, где сейчас музей PERMM, а тот, в свою очередь, — в пустующее трамвайное депо.

Судя по программе, новая культурная политика региона может быть охарактеризована как «вперед, в прошлое». Министр культуры Игорь Гладнев зачитывал по бумажке концепцию развития культуры в регионе. В ней нет ни слова о культурной столице, инновационных прорывах, остановке миграции молодежи в Москву и прочих фантазиях бывшего губернатора Олега Чиркунова. Зато есть о «сохранении», «привлечении», «кадрах» и «воспитании молодежи в духе патриотизма». Заканчивая свою речь, новый министр воскликнул: «Да здравствует наше прошлое!» — и после мхатовской паузы добавил: «И будущее». «Когда мы уберем красных человечков? Это же позор Перми!» — возмущался на обсуждении программы Равиль Исмагилов, председатель местного Союза художников. Речь идет о нескольких объектах паблик-арта питерской арт-группы Pprofessors (Мария Заборовская и Андрей Люблинский), представляющих собой скульптуры красных человечков высотой от 2,5 до 4 м, разбросанных по центру Перми. Когда их установили, пермский художник-реалист призывал власть сбросить варягов с пермского корабля современности, убрать красных человечков, а в случае не — пригрозил сжечь свои картины перед зданием Законодательного собрания.
Но не сжег.

Игорь Гладнев отшучивался в том духе, что у Равиля Бариловича какие-то особенные отношения со скульптурной группой.

«Красных человечков никуда не убирают, просто одного увезли на ремонт», — успокоила разбушевавшуюся общественность Наиля Аллахвердиева, руководитель паблик-арт-программы PERMM. Через три дня их снова установили. Но тревожиться есть из-за чего. В отношении культурных проектов своих предшественников новые власти высказываются противоречиво. Так, год назад Виктор Басаргин предложил перенести все арт-объекты в одно место. Получив письмо из Минкульта с просьбой представить предложения по размещению всех городских скульптур в одном месте, Наиля Аллахвердиева ответила: «Размещение арт-объектов в одном месте противоречит поставленной нами задаче. Каждый объект «сидит» на своем месте. Благодаря внешней среде стала возможна их интерпретация, резонансность. Каждый объект четко вписан в контекст». В самой Перми открывают новый арт-объект — православный. Типовая композиция Святые благоверные Петр и Феврония Муромские будет установлена в центре города, рядом с памятником погибшим афганцам Разорванное братство.

Но есть и хорошие новости: разгромленный вандалами объект Счастье не за горами, который был создан Борисом Матросовым в 2009 году и располагается на набережной Камы за Речным вокзалом, починила за свой счет неаффилированная пермская компания. Выходит, начавшаяся сверху культурная революция сегодня подхватывается снизу. А это значит, что пусть не так, как раньше, но что-то обязательно в Перми происходить будет.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+