Объявлен шорт-лист Премии Кандинского — 2015

Международное жюри Премии Кандинского, созванное фондом BREUS Foundation, выбрало девять финалистов — по три в каждой номинации

С колесом в голове, 2015 г. Инсталляция. Объект, смешанная техника. Собственость автора.
Recycle. The letter F, CONVERSION. 2014/2015
Елена Елагина и Игорь Макаревич. Инсталляция в зале №28 ГТГ
Ольга Кройтор. “Без названия”/документация перформанса “Точка опоры”/2013
Анастасия Цайдер. «Мценск»
AES+F. Inverso Mundu
С колесом в голове, 2015 г. Инсталляция. Объект, смешанная техника. Собственость автора.
Recycle. The letter F, CONVERSION. 2014/2015
Елена Елагина и Игорь Макаревич. Инсталляция в зале №28 ГТГ
Ольга Кройтор. “Без названия”/документация перформанса “Точка опоры”/2013
Анастасия Цайдер. «Мценск»
AES+F. Inverso Mundu

Следует отметить, что в финал не вышел ни один из лауреатов премии прошлых лет, кто оказался в лонг-листе 2015 года: ни Александр Бродский, ни Ирина Нахова, ни группа AES+F (исключение — группа Recycle Group в номинации «Проект года», в 2011 году делившие приз в номинации «Молодой художник» с Таисией Коротковой). Таким образом, среди претендентов на главный приз — звание «Проект года» и €40 тыс. — заметно выделяется выставка Елены Елагиной и Игоря Макаревича «Макаревич — Елагина: анализ искусства» в залах Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу в апреле — июле 2015 года, фактически ремейк их выставки 2009 года в венском Музее истории искусства, но теперь с ассоциативным материалом и фоном не в лице Брейгеля и Тициана, а отечественного искусства ХХ века.

В отличие от «Анализа искусства» Елагиной — Макаревича, спустя сколько-то лет реализованного-таки в Москве, выставку Conversion группы Recycle Group в венецианской церкви Святого Антонина, включенную в параллельную программу 56-й Венецианской биеннале, отечественный зритель не увидел — и ему ничего не остается, кроме как всецело довериться выбору международного жюри (особенно в нынешней ситуации, когда казавшаяся уже обычной и непременной выставка номинантов премии в этом году была отменена). Также шорт-лист включает инсталляцию Андрея Филиппова «С колесом в голове», показанную в рамках ретроспективы художника «Департамент орлов» в фонде «Екатерина» весной 2015 года, что есть, конечно, прежде всего повод и способ отметить ретроспективу в целом и Филиппова в частности как автора заметного, но премиями отнюдь не избалованного. Впрочем, член жюри, независимый куратор, арт-менеджер и писатель Борис Манер (Австрия) прокомментировал этот выбор так: «Быть может, нам нужно снова научиться верить в полезность отдельного произведения искусства… Отдельное произведение теперь работает как начало всегда функциональной структуры, лежащей „за ним“, как ушко иглы, неся в себе контекст функций и в то же время требуя от нас точности».

Номинация «Молодой художник. Проект года» (€10 тыс.) обращает на себя внимание тем, что там конкурируют два перформанса: таксистско-разговорный «Как рассказать об искусстве сибирскому городу» Игоря Лазарева и Алексея Мартинса, реализованный осенью 2014 года в Красноярске, и столпническая «Точка опоры» Ольги Кройтор, впервые показанная зимой 2013 года, повторенная на открытии основного проекта IV Московской биеннале молодого искусства летом 2014-го, а затем и на открытии VI фестиваля современного искусства ARTBAT FEST в Алма-Ате летом 2015-го. Третий номинант здесь — Анастасия Цайдер и ее этнографическая (пусть и совершенно безлюдная) фотосерия «Мценск», запечатлевшая быт российской провинции.

В номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» в финал вышли три книги: двухтомник Валерия Подороги «Второй экран. С.Эйзенштейн и кинематограф насилия», включающий тексты, уже публиковавшиеся в первой половине 1990-х; изданная «Новым литературным обозрением» книга Лёли Кантор-Казовской «Гробман | Grobman» — объемная монография, посвященная художнику, плюс собрание теоретических текстов и статей Михаила Гробмана и каталог произведений, включенных в проект «Гробман. 4 выставки» в ММОМА в декабре 2013 — январе 2014 года; а также сборник статей «Медиа между магией и технологией» (составители Нина Сосна и Ксения Федорова), вышедший в издательстве «Кабинетный ученый».

Торжественное вручение премии состоится 10 декабря в бывшем кинотеатре «Ударник».

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+