18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Объявлен шорт-лист Премии Кандинского — 2015

Международное жюри Премии Кандинского, созванное фондом BREUS Foundation, выбрало девять финалистов — по три в каждой номинации

С колесом в голове, 2015 г. Инсталляция. Объект, смешанная техника. Собственость автора.
Recycle. The letter F, CONVERSION. 2014/2015
Елена Елагина и Игорь Макаревич. Инсталляция в зале №28 ГТГ
Ольга Кройтор. “Без названия”/документация перформанса “Точка опоры”/2013
Анастасия Цайдер. «Мценск»
AES+F. Inverso Mundu
С колесом в голове, 2015 г. Инсталляция. Объект, смешанная техника. Собственость автора.
Recycle. The letter F, CONVERSION. 2014/2015
Елена Елагина и Игорь Макаревич. Инсталляция в зале №28 ГТГ
Ольга Кройтор. “Без названия”/документация перформанса “Точка опоры”/2013
Анастасия Цайдер. «Мценск»
AES+F. Inverso Mundu

Следует отметить, что в финал не вышел ни один из лауреатов премии прошлых лет, кто оказался в лонг-листе 2015 года: ни Александр Бродский, ни Ирина Нахова, ни группа AES+F (исключение — группа Recycle Group в номинации «Проект года», в 2011 году делившие приз в номинации «Молодой художник» с Таисией Коротковой). Таким образом, среди претендентов на главный приз — звание «Проект года» и €40 тыс. — заметно выделяется выставка Елены Елагиной и Игоря Макаревича «Макаревич — Елагина: анализ искусства» в залах Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу в апреле — июле 2015 года, фактически ремейк их выставки 2009 года в венском Музее истории искусства, но теперь с ассоциативным материалом и фоном не в лице Брейгеля и Тициана, а отечественного искусства ХХ века.

В отличие от «Анализа искусства» Елагиной — Макаревича, спустя сколько-то лет реализованного-таки в Москве, выставку Conversion группы Recycle Group в венецианской церкви Святого Антонина, включенную в параллельную программу 56-й Венецианской биеннале, отечественный зритель не увидел — и ему ничего не остается, кроме как всецело довериться выбору международного жюри (особенно в нынешней ситуации, когда казавшаяся уже обычной и непременной выставка номинантов премии в этом году была отменена). Также шорт-лист включает инсталляцию Андрея Филиппова «С колесом в голове», показанную в рамках ретроспективы художника «Департамент орлов» в фонде «Екатерина» весной 2015 года, что есть, конечно, прежде всего повод и способ отметить ретроспективу в целом и Филиппова в частности как автора заметного, но премиями отнюдь не избалованного. Впрочем, член жюри, независимый куратор, арт-менеджер и писатель Борис Манер (Австрия) прокомментировал этот выбор так: «Быть может, нам нужно снова научиться верить в полезность отдельного произведения искусства… Отдельное произведение теперь работает как начало всегда функциональной структуры, лежащей „за ним“, как ушко иглы, неся в себе контекст функций и в то же время требуя от нас точности».

Номинация «Молодой художник. Проект года» (€10 тыс.) обращает на себя внимание тем, что там конкурируют два перформанса: таксистско-разговорный «Как рассказать об искусстве сибирскому городу» Игоря Лазарева и Алексея Мартинса, реализованный осенью 2014 года в Красноярске, и столпническая «Точка опоры» Ольги Кройтор, впервые показанная зимой 2013 года, повторенная на открытии основного проекта IV Московской биеннале молодого искусства летом 2014-го, а затем и на открытии VI фестиваля современного искусства ARTBAT FEST в Алма-Ате летом 2015-го. Третий номинант здесь — Анастасия Цайдер и ее этнографическая (пусть и совершенно безлюдная) фотосерия «Мценск», запечатлевшая быт российской провинции.

В номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» в финал вышли три книги: двухтомник Валерия Подороги «Второй экран. С.Эйзенштейн и кинематограф насилия», включающий тексты, уже публиковавшиеся в первой половине 1990-х; изданная «Новым литературным обозрением» книга Лёли Кантор-Казовской «Гробман | Grobman» — объемная монография, посвященная художнику, плюс собрание теоретических текстов и статей Михаила Гробмана и каталог произведений, включенных в проект «Гробман. 4 выставки» в ММОМА в декабре 2013 — январе 2014 года; а также сборник статей «Медиа между магией и технологией» (составители Нина Сосна и Ксения Федорова), вышедший в издательстве «Кабинетный ученый».

Торжественное вручение премии состоится 10 декабря в бывшем кинотеатре «Ударник».

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+