«Крестьянка в красном» вселяет надежду

На аукционе русского искусства Sotheby’s в Лондоне установлены рекорды для живописи Дмитрия Левицкого, Абрама Архипова и Таира Салахова и в целом достигнут прекрасный результат.

Сегодняшний аукцион русского искусства показал, что русский рынок не умер, денег и драйва русским покупателям еще хватает. С самого начала торги пошли энергично, и уже десятый лот — портрет Варвары Голицыной 1779 года кисти Дмитрия Левицкого, одного из основателей портретного жанра в России, — был продан за £365 тыс. Портреты Левицкого практически не встречаются на аукционах; по сути, единственный, князя Прозоровского, был продан за £200 тыс. пять лет назад, еще до кризиса.

Зал активно реагировал даже на те лоты, которые спокойно можно было бы пропустить: за £69 тыс. и £56 тыс. проданы охотничьи сцены Ефима Тихменева (что вообще-то тоже рекорд для этого художника-анималиста, ученика Богдана Виллевальде). С £30–50 тыс. эстимейта до £209 тыс. ухода подорожала акварель Константина Маковского с изображением его жены и дочек. Снежный почти импрессионистический пейзаж «Зима в Абрамцеве» (с прекрасной историей и списком публикаций) Валентина Серова, выставка которого с огромным успехом идет сейчас в Государственной Третьяковской галерее в Москве, ушел по нижнему эстимейту — за £305 тыс. Зато «Симфония вечера» Ивана Шульце, академиста и любителя карамельных бликов на снегу, подорожала с £30 тыс. до £137 тыс. Впрочем, русский спрос никогда логикой не отличался.

Но триумф «Крестьянки в красном» Абрама Архипова был ожидаем. Накануне на Christie’s более скромная работа этого художника, который соединил крестьянский жанр с модернистской техникой, стала топ-лотом торгов. То же случилось и на Sotheby’s: после ожесточенной битвы клиентов из зала, Интернета и телефона итоговая цена достигла £905 тыс.

«Рамаяна» Бориса Григорьева, самый дорого оцененный лот (эстимейт £600–900 тыс.), не ушла. Все очень ждали «Портрета Айдан» Таира Салахова, тем более что это вообще чуть ли не первое появление работ классика на аукционах. Девочка в белом на белой игрушечной лошадке — эта работа стала почти что символом всего советского детского портрета; на торги было выставлено авторское повторение картины 1967 года, хранящейся в Третьяковской галерее. Повторение написано в 1980 году для выставки в Токио, там картина и оставалась, пока равно год назад не была выставлена на местный аукцион и не продана за скромную сумму примерно в £50 тыс. Теперь полотно купили, правда без особого торга, за £269 тыс.

Очень активно прошел и раздел, посвященный коллекции графики Наталии Гончаровой. По-видимому, миллиона фунтов за все сто с лишним листов, на который рассчитывал Sotheby’s, не наберется, но большинство рисунков, театральных эскизов и проектов дизайна тканей и костюмов успешно проданы.

Итоговая сумма пока не посчитана, и впереди у Sotheby’s аукцион прикладного искусства. Но точно можно сказать, что сегодняшние торги окажут тонизирующий эффект на рынок искусства.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+