18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Париж с Алексеем Тархановым: большие платья великих королев

Парижский пригород Сен-Дени только что нашумел в криминальной хронике. На самом деле для туристов он не то что не опасен, но прямо-таки обязателен к посещению. Здесь стоит церковь знаменитого аббатства Сен-Дени. Базилика с VI века служила некрополем французских королей, здесь хоронили всех — от Дагобера до Людовика XVIII. И не только королей, но и королев и принцесс.

Как раз в ней проходит сейчас курьезная, но очень красивая выставка. Ее название «Большие королевские платья». Автор — стилист и художник по имени Ламин М., точнее, Ламин Мохамед, родившийся в 1977 году в Камеруне, но уже десять лет живущий во Франции и девять — в Сен-Дени. У него отличный послужной список — выставки в Европе, Америке и, конечно, в Африке.

В полном согласии с названием выставки он сшил платья для легендарных французских королев. Тут и Фредегонда, и Бланка Французская, и Жанна II Французская, и Жанна Бурбонская, и Изабелла Арагонская, и Констанция Кастильская. Поэтому платья — «королевские».

Наряды сшиты по сверхразмерам и предназначены, скорее, для женщин из «Аватара» высотой в два с лишним человеческих роста, поэтому платья «большие», что по правилам французского языка можно перевести и как «великие».

Прямая перекличка смыслов напоминает гробницы султанов в Стамбуле с их огромными гробами, в размер посмертного величия владык мусульманского мира.

Любопытно, однако, что, хотя это и наряды для великанш, они не пригодились бы дородной Гаргамелле, матери славного Пантагрюэля. Это платья для худых красавиц неимоверного роста. Глядя на них, вспоминаешь обед у Аззедина Алайа, великого модельера метр шестьдесят ростом, которого обнимавшие его манекенщицы могли спрятать в подмышку. То есть они отчасти для нынешних королев — королев подиума.

Всего было сшито 13 платьев, 8 из которых показаны в базилике на фоне витражей. Рядом с каждым выставлена фотография модели, королевы-вдохновительницы. «Откуда фотография? — спросите вы. — Вроде бы в Средние века не было модных журналов». Отсюда же. Большинство моделей Ламина М. похоронены в Сен-Дени. Достаточно подняться по лестнице из крипты, чтобы оказаться у их гробниц и увидеть их скульптурные изображения. Короли и королевы лежат здесь во множестве, причем в некоторых случаях обнаженными — есть возможность снять мерку, как в ателье. Тем удивительнее разница: в крипте выставлено трехметровой высоты платье для королевы Берты Большая Нога, а под сводами храма она изображена рядом со своим мужем Пипином Коротким — и ничуть она его не выше. Все легендарные королевы лежат в Сен-Дени как куклы: они изваяны в свой рост, а мы помним, что скульптура в натуральный человеческий размер изобразит карлика.

Как и всякую хорошую выставку, «Большие королевские платья» можно понимать по-разному. Можно просто полюбоваться на действительно красивые платья и удивиться тому, с каким архитектурным чувством они размещены в полукруглых капеллах внизу и в алтаре собора.

Можно задуматься о том, отчего наряд выглядит так, а не иначе. Найти какое-нибудь литературное объяснение тому, почему красный цвет преобладает в платье преступной Фредегонды, женщины шекспировских страстей, супруги меровингского короля Хильперика I. Или почему африканская глубокая синяя ткань с золотыми ливанскими и пакистанскими вышивками украшает платье Жанны Французской, умершей в 20 лет перед свадьбой. В конце концов, разве не в привезенные с Востока ткани сплошь и рядом одевались реальные королевы? И покупали эти ткани здесь же, неподалеку от аббатства на знаменитой средневековой ярмарке Ланди.

Но этому есть и более простое объяснение. Ламин М. придумал для королевских нарядов одну забавную историю. Это отчасти коллективное творчество: платья под его руководством делали местные жители и из местных же материалов, разноцветных современных западных и восточных тканей — шерсти, хлопка, льна, синтетики, которые можно найти в дешевых городских лавках.

Дополнительный интерес добавляет то, что эти платья придумал камерунец, иммигрант, мусульманин. Сам он говорит о себе как о жителе коммуны Сен-Дени: «Здесь иногда не чувствуешь, что живешь во Франции. Одна знакомая спросила меня, почему я, мусульманин, делаю платья для христианских королев. Но дело в том, что история базилики, где погребены короли и королевы Франции, — это наша общая история. Я иммигрант, я живу здесь, и это моя история тоже».

Как человек, рожденный на другом континенте, может отнестись к чужим королям? Только не говорите мне, что с меньшим почтением, чем французы, — напомню вам, как жители революционного Парижа и Сен-Дени разбивали саркофаги и выкидывали королевские кости в канаву. У Ламина М. замечательная идея. Чем почтить королеву былых времен? Вспомнить, что она женщина, и сшить ей платье.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+