18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Портреты Гойи многое могут рассказать о художнике и его моделях

№38
Материал из газеты

Известные и не очень работы мастера в этом жанре на выставке в Лондоне

Около 70 из 150 известных сегодня портретов Франсиско Гойи, представленных в Национальной галерее в Лондоне, позволяют по-новому взглянуть на творчество великого испанского мастера. «Портреты Гойи — важный ключ к пониманию его личности и искусства», — уверен Ксавье Брей, главный куратор этой выставки. В нее включены  не только хрестоматийные произведения Гойи, но и те, что были обнаружены недавно. Как портрет военного офицера Валентина Белвиса де Монкада-и-Пизарро (около 1795), никогда ранее не выставлявшийся и известный только по плохой черно-белой репродукции. Картина хранилась у наследников сестры художника и лишь недавно была продана испанскому миллиардеру Хуану Мигелю Вильяру Мира. Среди других привезенных в Лондон работ, которые стоит особо отметить, — тоже недавно обнаруженный портрет Франсиско де Сааведры (1798) из лондонской Галереи Курто. Национальная галерея включила в выставку и свое сокровище — портрет герцога Веллингтона (1812–1814), который в 1961 году был похищен и четыре года назад найден в камере хранения. Финальный же аккорд выставки — портрет Мариано (около 1827), 22-летнего внука художника, написанный 81-летним мастером во французской ссылке. В ­­2013-м он был выставлен на торги Sotheby’s с эстимейтом $6–8 млн, но не был продан, после же его приобрел Музей Мидоуза в Далласе. Это последняя из известных нам картин Гойи, где техника мазка, по мнению куратора, предвосхищает живопись Эжена Делакруа, Эдуарда Мане и Эдгара Дега, которые были поклонниками испанского мастера. Отдельно выставлен портрет доньи Исабель де Порсел, авторство которого до сих пор вызывает споры.

Цель выставки — не только еще раз продемонстрировать дар Гойи-портретиста, но и показать эволюцию его творчества.

Первый свой важный заказ, портрет премьер-министра Испании графа Флорида Бланки, художник получил, когда ему было уже 37 лет. Далее заказы посыпались как из рога изобилия: от королевской семьи, аристократов, интеллектуалов, политиков, военных, друзей и близких художника. А когда из-за серьезной болезни 40-летний художник практически перестал слышать, портрет остался, возможно, единственным способом его коммуникации с внешним миром.

«В свои ранние портреты Гойя включал много деталей, как бы рассказывая нам историю изображаемого персонажа. Но постепенно он стал уходить от отвлекающих частностей, сосредотачиваясь исключительно на лице, — говорит Ксавье Брей. — Наверное, позировать Гойе было очень дискомфортно. Он умел увидеть в человеке то, что было очень глубоко запрятано, и вряд ли позирующему хотелось, чтобы оно вытаскивалось на всеобщее обозрение».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+