Портреты Гойи многое могут рассказать о художнике и его моделях

№38, ноябрь 2015
№38
Материал из газеты

Известные и не очень работы мастера в этом жанре на выставке в Лондоне

Франсиско Гойя. Портрет Валентина Белвиса де Монкада-и-Пизарро. Около 1795 / © Photo courtesy of the owner TBC
Франсиско Гойя. Портрет Валентина Белвиса де Монкада-и-Пизарро. Около 1795 / © Photo courtesy of the owner TBC

Около 70 из 150 известных сегодня портретов Франсиско Гойи, представленных в Национальной галерее в Лондоне, позволяют по-новому взглянуть на творчество великого испанского мастера. «Портреты Гойи — важный ключ к пониманию его личности и искусства», — уверен Ксавье Брей, главный куратор этой выставки. В нее включены  не только хрестоматийные произведения Гойи, но и те, что были обнаружены недавно. Как портрет военного офицера Валентина Белвиса де Монкада-и-Пизарро (около 1795), никогда ранее не выставлявшийся и известный только по плохой черно-белой репродукции. Картина хранилась у наследников сестры художника и лишь недавно была продана испанскому миллиардеру Хуану Мигелю Вильяру Мира. Среди других привезенных в Лондон работ, которые стоит особо отметить, — тоже недавно обнаруженный портрет Франсиско де Сааведры (1798) из лондонской Галереи Курто. Национальная галерея включила в выставку и свое сокровище — портрет герцога Веллингтона (1812–1814), который в 1961 году был похищен и четыре года назад найден в камере хранения. Финальный же аккорд выставки — портрет Мариано (около 1827), 22-летнего внука художника, написанный 81-летним мастером во французской ссылке. В ­­2013-м он был выставлен на торги Sotheby’s с эстимейтом $6–8 млн, но не был продан, после же его приобрел Музей Мидоуза в Далласе. Это последняя из известных нам картин Гойи, где техника мазка, по мнению куратора, предвосхищает живопись Эжена Делакруа, Эдуарда Мане и Эдгара Дега, которые были поклонниками испанского мастера. Отдельно выставлен портрет доньи Исабель де Порсел, авторство которого до сих пор вызывает споры.

Цель выставки — не только еще раз продемонстрировать дар Гойи-портретиста, но и показать эволюцию его творчества.

Первый свой важный заказ, портрет премьер-министра Испании графа Флорида Бланки, художник получил, когда ему было уже 37 лет. Далее заказы посыпались как из рога изобилия: от королевской семьи, аристократов, интеллектуалов, политиков, военных, друзей и близких художника. А когда из-за серьезной болезни 40-летний художник практически перестал слышать, портрет остался, возможно, единственным способом его коммуникации с внешним миром.

«В свои ранние портреты Гойя включал много деталей, как бы рассказывая нам историю изображаемого персонажа. Но постепенно он стал уходить от отвлекающих частностей, сосредотачиваясь исключительно на лице, — говорит Ксавье Брей. — Наверное, позировать Гойе было очень дискомфортно. Он умел увидеть в человеке то, что было очень глубоко запрятано, и вряд ли позирующему хотелось, чтобы оно вытаскивалось на всеобщее обозрение».

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+