18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ученые выяснили, что Малевич добавил в «Черный квадрат» мел

По случаю 100-летия «Черного квадрата» Казимира Малевича по всему миру проходят связанные с ним мероприятия: в швейцарском Фонде Бейелера демонстрируется выставка-реплика «0,10» 1915 года, на которой работа была показана впервые, а в Третьяковской галерее ключевому авангардистскому произведению посвятили обширную образовательную программу и выставку графики «Под знаком Малевича». Кроме того, музейные специалисты вновь обратились к исследованиям картины, которые в первый раз были проведены в таком объеме и с помощью цифровых технологий.

Ученые не скрывали, что главной их целью было узнать подробнее о цветном изображении под «Черным квадратом», которое проглядывало через кракелюры, его наличие давно тайной не являлось. Однако их ждали сюрпризы: изображений оказалось не одно, а два; удивил и состав краски, которой написан квадрат. Выяснилось, что Малевич смешал сразу три темных пигмента и добавил мел, чтобы сделать изображение глухим, без характерного для масляной краски глянца.

«Первый — это черный органический пигмент, но не сажа, а жженая кость, второй — это черный железосодержащий пигмент типа черной охры, и, что самое интересное, там есть арсенид меди — это очень темный пигмент, но темно-зеленый. Есть в этом составе и мел», — пояснила TANR заместитель заведующего отделом экспертизы Третьяковской галереи, кандидат химических наук Елена Любавская.

По ее словам, находки подтверждают мнение одних искусствоведов о том, что это произведение искусства — результат тщательного и нескорого эксперимента, а не творческой спонтанности, как считали другие.

«Такую смесь он не мог купить в магазине. Надо было взять эти пигменты в той или иной пропорции, проэкспериментировать, добиться нужного эффекта, который мы видим на картине: глубокое, матовое, без блеска изображение. Очевидно, он добивался эффекта провала, поглощающего свет. Сказать точно, что у него было в голове, сейчас невозможно. Но то, что это выполнено технологически сложно и продуманно, — бесспорно», — сказала Любавская.

Также исследования показали, что сначала на холсте была написана кубофутуристическая композиция, а потом протосупрематическая композиция, при создании которой использовались синий, желтый, розовый и зеленый цвета. Они-то и просвечивают через кракелюры, которые могли возникнуть задолго до авторской реставрации 1929 года из-за нагруженности полотна красочными слоями.

«Проникнуть внутрь картины и рассмотреть протосупрематическую композиции более подробно можно только с помощью бинокулярного микроскопа и раскрытых кракелюров. Нам удалось выяснить очертания предметов и характер красочных паст. Несколько плоскостей выглядят фактурно, остальные элементы выполнены полупрозрачной краской, окрашенной в разные цвета, местами отличающейся тонкими и неуловимыми цветовыми переходами», — рассказала сотрудник отдела научной экспертизы Екатерина Воронина на презентации книги Ирины Вакар «Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат», состоявшейся накануне вечером в Третьяковской галерее.

В музее попробовали деликатно реконструировать композицию под черным квадратом с помощью графического редактора — выяснилось, что она является переходной между кубофутуристическим и супрематическим периодами творчества Малевича.

Расшифровали ученые и раньше считавшуюся автографом Малевича надпись на картине, которую можно рассмотреть только через бинокулярный микроскоп или в инфракрасном диапазоне спектра.

«Надпись выполнена черным карандашом по высохшему слою белил, состоит из трех слов и прочитана нами как „битва негров“, предположительно, „ночью“, — рассказала Воронина. — Эта надпись может отсылать к картине 1882 года французского писателя Альфонса Алле „Битва негров в пещере глубокой ночью“». Очевидно, еще и с закрытыми глазами, поскольку изображения как такового нет, зритель видит только выкрашенную в черный цвет поверхность.

По словам Вакар, называть все это сенсационными открытиями было бы слишком громко, — «это находки в ходе исследований, благодаря которым мы по-новому видим процесс создания этой картины. Вот и все».

Однако исследование «Черного квадрата» будет продолжено, в том числе с привлечением ранних супрематических произведений Малевича из собрания Русского музея и амстердамского Стеделейк-музея. По завершении работы, отметила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, они могут сделать «еще какие-то интересные сообщения».

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Макс Фридлендер не понаслышке: еще раз про любовь к старым мастерам
Классический труд знаменитого немецкого искусствоведа «От Ван Эйка до Брейгеля: этюды по истории нидерландской живописи» спустя столетие опубликован на русском языке. Что здесь устарело, а что нет, сообщают современные комментарии
25.08.2023
Макс Фридлендер не понаслышке: еще раз про любовь к старым мастерам
6
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
7
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+