Ученые выяснили, что Малевич добавил в «Черный квадрат» мел

По случаю 100-летия «Черного квадрата» Казимира Малевича по всему миру проходят связанные с ним мероприятия: в швейцарском Фонде Бейелера демонстрируется выставка-реплика «0,10» 1915 года, на которой работа была показана впервые, а в Третьяковской галерее ключевому авангардистскому произведению посвятили обширную образовательную программу и выставку графики «Под знаком Малевича». Кроме того, музейные специалисты вновь обратились к исследованиям картины, которые в первый раз были проведены в таком объеме и с помощью цифровых технологий.

Ученые не скрывали, что главной их целью было узнать подробнее о цветном изображении под «Черным квадратом», которое проглядывало через кракелюры, его наличие давно тайной не являлось. Однако их ждали сюрпризы: изображений оказалось не одно, а два; удивил и состав краски, которой написан квадрат. Выяснилось, что Малевич смешал сразу три темных пигмента и добавил мел, чтобы сделать изображение глухим, без характерного для масляной краски глянца.

«Первый — это черный органический пигмент, но не сажа, а жженая кость, второй — это черный железосодержащий пигмент типа черной охры, и, что самое интересное, там есть арсенид меди — это очень темный пигмент, но темно-зеленый. Есть в этом составе и мел», — пояснила TANR заместитель заведующего отделом экспертизы Третьяковской галереи, кандидат химических наук Елена Любавская.

По ее словам, находки подтверждают мнение одних искусствоведов о том, что это произведение искусства — результат тщательного и нескорого эксперимента, а не творческой спонтанности, как считали другие.

«Такую смесь он не мог купить в магазине. Надо было взять эти пигменты в той или иной пропорции, проэкспериментировать, добиться нужного эффекта, который мы видим на картине: глубокое, матовое, без блеска изображение. Очевидно, он добивался эффекта провала, поглощающего свет. Сказать точно, что у него было в голове, сейчас невозможно. Но то, что это выполнено технологически сложно и продуманно, — бесспорно», — сказала Любавская.

Также исследования показали, что сначала на холсте была написана кубофутуристическая композиция, а потом протосупрематическая композиция, при создании которой использовались синий, желтый, розовый и зеленый цвета. Они-то и просвечивают через кракелюры, которые могли возникнуть задолго до авторской реставрации 1929 года из-за нагруженности полотна красочными слоями.

«Проникнуть внутрь картины и рассмотреть протосупрематическую композиции более подробно можно только с помощью бинокулярного микроскопа и раскрытых кракелюров. Нам удалось выяснить очертания предметов и характер красочных паст. Несколько плоскостей выглядят фактурно, остальные элементы выполнены полупрозрачной краской, окрашенной в разные цвета, местами отличающейся тонкими и неуловимыми цветовыми переходами», — рассказала сотрудник отдела научной экспертизы Екатерина Воронина на презентации книги Ирины Вакар «Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат», состоявшейся накануне вечером в Третьяковской галерее.

В музее попробовали деликатно реконструировать композицию под черным квадратом с помощью графического редактора — выяснилось, что она является переходной между кубофутуристическим и супрематическим периодами творчества Малевича.

Расшифровали ученые и раньше считавшуюся автографом Малевича надпись на картине, которую можно рассмотреть только через бинокулярный микроскоп или в инфракрасном диапазоне спектра.

«Надпись выполнена черным карандашом по высохшему слою белил, состоит из трех слов и прочитана нами как „битва негров“, предположительно, „ночью“, — рассказала Воронина. — Эта надпись может отсылать к картине 1882 года французского писателя Альфонса Алле „Битва негров в пещере глубокой ночью“». Очевидно, еще и с закрытыми глазами, поскольку изображения как такового нет, зритель видит только выкрашенную в черный цвет поверхность.

По словам Вакар, называть все это сенсационными открытиями было бы слишком громко, — «это находки в ходе исследований, благодаря которым мы по-новому видим процесс создания этой картины. Вот и все».

Однако исследование «Черного квадрата» будет продолжено, в том числе с привлечением ранних супрематических произведений Малевича из собрания Русского музея и амстердамского Стеделейк-музея. По завершении работы, отметила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, они могут сделать «еще какие-то интересные сообщения».

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+