Приближаются лондонские аукционы русского искусства

Ключевые для русского арт-рынка аукционы пройдут в Лондоне совсем скоро — с 30 ноября по 2 декабря. Аукционные дома уже опубликовали каталоги предстоящих торгов русской живописью, графикой и прикладным искусством. И часть топ-лотов даже покажут в Москве.


На рынке русского искусства, который в последние годы поддерживали почти только русские покупатели, спад. Зимние торги 2014 года прошли не очень хорошо, а летние 2015 года — и того хуже. Уже летом обычный график аукционов немного скорректировали: Sotheby’s отменил парадные и дорогие вечерние торги. В остальном же аукционные дома стараются держаться традиции, что ныне трудновато: привыкшие к взвинченным ценам продавцы требуют миллионов, а пострадавшие от кризиса покупатели совсем на них не готовы. У всех домов аукционные каталоги стали тоньше, а эстимейты в них скромнее. Как минимум двое участников «русской недели» — Christie’s и Sotheby’s — планируют предаукционные показы в Москве. Достойных и интересных работ будет немало, но с шедеврами туго, поэтому в список топ-лотов попадают имена, прежде в них не бывавшие.

Christie’s: корабли Алексея Боголюбова и снега Ильи Кабакова

Илья и Эмилия Кабаковы. “Под снегом №18”, 2005. Christie’s, эстимейт £180-250 тыс.
Василий Ситников. “Автопортрет с воронами у Кремля”, 1970. Christie’s, эстимейт  £70-90 тыс.
Георг Доу. “Портрет Великого Князя, позднее Императора Николая I, верхом», 1822. Christie’s, эстимейт £100-150 тыс.
Группа фарфоровых фигурок из серии “Народы России”, Императорский фарфоровый завод, С-Петербург, 1780-1800-е годы. Christie’s, эстимейты от £15 тыс до £30 тыс.
Подборка произведений фирмы Фаберже, из королевской коллекции дома Саксен-Кобург-Гота. Christie’s, эстимейты от £6 тыс.  до £ 160 тыс.
Императорский презентационный позолоченный портсигар, подаренный авиаконструктору Леону Морану в 1910 году. Фирма Фаберже, С-Петербург, 1904-1908 годы. Christie’s, эстимейт £40-60 тыс.
Илья и Эмилия Кабаковы. “Под снегом №18”, 2005. Christie’s, эстимейт £180-250 тыс.
Василий Ситников. “Автопортрет с воронами у Кремля”, 1970. Christie’s, эстимейт £70-90 тыс.
Георг Доу. “Портрет Великого Князя, позднее Императора Николая I, верхом», 1822. Christie’s, эстимейт £100-150 тыс.
Группа фарфоровых фигурок из серии “Народы России”, Императорский фарфоровый завод, С-Петербург, 1780-1800-е годы. Christie’s, эстимейты от £15 тыс до £30 тыс.
Подборка произведений фирмы Фаберже, из королевской коллекции дома Саксен-Кобург-Гота. Christie’s, эстимейты от £6 тыс. до £ 160 тыс.
Императорский презентационный позолоченный портсигар, подаренный авиаконструктору Леону Морану в 1910 году. Фирма Фаберже, С-Петербург, 1904-1908 годы. Christie’s, эстимейт £40-60 тыс.

«В нынешней ситуации лучше повторить тот рецепт, который хорошо работает последние несколько лет», — считает глава русского Christie’s Алексей Тизенгаузен. Каталог этого аукционного дома выглядит традиционно, даже консервативно. Впрочем, за одним исключением: среди топ-лотов, пейзажей Алексея Боголюбова (эстимейт £180–220 тыс. за пару) и императорского портрета Георга Доу (£100–150 тыс.), обнаруживается работа Ильи и Эмилии Кабаковых «Под снегом № 18» (£180–250 тыс.). А на сайте Christie’s можно даже найти интервью с художниками под названием «Воображаемая русская реальность».

В Москву Christie’s привезет небольшую предаукционную коллекцию, которую в течение четырех дней (с 12 по 15 ноября) можно будет увидеть в бутике Tourbillon на Петровке. Тут будут топ-лоты сразу нескольких торгов — импрессионизма, модернизма, сюрреализма, старых мастеров — и немного русского искусства. Из традиционного русского состава Christie’s здесь редкая коллекция фарфоровой скульптуры XVIII века из серии «Народы России» (эстимейты варьируются в пределах от £15 тыс. до £30 тыс.), некогда принадлежавшая графу Луи де Йонг д’Ардуа, бельгийскому дипломату, служившему в России в 1860-х годах. Или портсигар фирмы Фаберже, который Николай II подарил французскому летчику (и хозяину авиастроительной фирмы) Леону Морану, побывавшему в 1910 году на «авиационном шоу», как бы теперь назвали, в Петербурге (£40–60 тыс.). Еще из неожиданного на выставке (то есть обычно несвойственного этому аукционному дому, который всегда сторонился русского современного искусства) — картина подпольного советского художника Василия Ситникова «Автопортрет с воронами на фоне Кремля» 1970 года из частного итальянского собрания (£70–90 тыс.).

Sotheby’s: портреты Дмитрия Левицкого и Таира Салахова

Таир Салахов. «Айдан». Около 1979. Sotheby's, эстимейт £250 - 350 тыс.
Борис Григорьев. Рамаяна. 1931. Sotheby's, эстимейт £600 - 800 тыс.
Дмитрий Левицкий. Портрет княгини Варвары Голицыной. 1779. Sotheby's, эстимейт £250 - 350 тыс.
Наталья Гончарова. Эскиз узора ткани платья для дома моды "Мирбор" (Myrbor). Около 1924. Sotheby's, эстимейт £30-50 тыс.
Георгий Гурьянов. "Моряк". 2006. Sotheby's, эстимейт £40 -60 тыс.
Таир Салахов. «Айдан». Около 1979. Sotheby's, эстимейт £250 - 350 тыс.
Борис Григорьев. Рамаяна. 1931. Sotheby's, эстимейт £600 - 800 тыс.
Дмитрий Левицкий. Портрет княгини Варвары Голицыной. 1779. Sotheby's, эстимейт £250 - 350 тыс.
Наталья Гончарова. Эскиз узора ткани платья для дома моды "Мирбор" (Myrbor). Около 1924. Sotheby's, эстимейт £30-50 тыс.
Георгий Гурьянов. "Моряк". 2006. Sotheby's, эстимейт £40 -60 тыс.

Аукционный дом Sotheby’s позволял себе больше экспериментов в подборе работ — на чем иногда добывал себе лавры лидера, а иногда и нет. Эстимейты тут выше, диапазон работ больше — это заманчивее и рискованнее. Среди топ-лотов — «Портрет княгини Варвары Голицыной», созданный в 1779 году Дмитрием Левицким, одним из основателей школы русской портретной живописи (оценка £250–350 тыс.). В том же списке написанный 200 лет спустя портрет девочки на игрушечной лошадке — это «Айдан» кисти Таира Салахова, советского классика (авторское повторение полотна 1967 года, ныне хранящегося в Государственной Третьяковской галерее, сделанное для выставки в Токио в 1980 году и там же проданное) (£250–350 тыс.). А самым дорогим на торгах, согласно эстимейту, является «Рамаяна» 1931 года Бориса Григорьева, сделанная без тени характерного для художника гротеска и иронии и посвященная Махатме Ганди (£600–800 тыс.). Будет на аукционе и послевоенное и современное искусство — от полуофициального Виктора ПопковаТри художника», 1962, £180–260 тыс.) до «нового академика» Георгия ГурьяноваМоряк», 2006, £40–60 тыс.).

Sotheby’s тоже устраивает предаукционный показ в Москве: с 19 ноября в маленьком выставочном зале при офисе «Сотбис. Россия» будут показывать коллекцию графики Наталии Гончаровой, которая имеет все шансы стать гвоздем сезона. Чуть ли не сотню рисунков, театральных эскизов, проектов тканей и платьев некогда приобрели у художницы владельцы магазина Лефевр-Фуане, торговавшие товарами для художников. Магазин был на бульваре Монпарнас, и его владельцы принимали вместо оплаты картины и рисунки живших поблизости художников на протяжении четырех десятилетий. Легко представить, какая собралась коллекция. Позднее рисунки Гончаровой перешли к другому владельцу и ныне вкупе оцениваются почти в £1 млн.

Bonhams: «Поцелуй» Павла Сведомского

Павел Сведомский. "Поцелуй". 1902-1904. Bonhams, эстимейт £80-120 тыс.
Серебряный презентационный ковш. 11-я Московская Артель (1908-1917). Bonhams, эстимейт  £30 - 50 тыс.
Кубок, повторяющий сосуд, принадлежавший царю Федору Иоанновичу. Мастерская Хлебникова. Москва. около 1900 года. Bonhams, эстимейт £20-30 тыс.
Павел Сведомский. "Поцелуй". 1902-1904. Bonhams, эстимейт £80-120 тыс.
Серебряный презентационный ковш. 11-я Московская Артель (1908-1917). Bonhams, эстимейт £30 - 50 тыс.
Кубок, повторяющий сосуд, принадлежавший царю Федору Иоанновичу. Мастерская Хлебникова. Москва. около 1900 года. Bonhams, эстимейт £20-30 тыс.

«В данный момент покупатели отдают предпочтение самым лучшим вещам либо вещам с привлекательным, низким эстимейтом», — говорит руководитель отдела русского искусства аукционного дома Bonhams Дарья Черненко. Этому аукционному дому приходилось бывать на Олимпе арт-рынка благодаря продажам уникальных, позабытых в американском захолустье работ Василия Поленова или Николая Рериха. В нынешних условиях на такое везение рассчитывать трудно, однако кропотливость в отборе произведений, особенно прикладного искусства, и скромность эстимейтов остаются при Bonhams всегда. Топ-лотом предстоящих торгов будет «Поцелуй» Павла Сведомского, академиста и романтика. Это полотно чуть ли не лучшее в наследии художника и, несомненно, лучшее из того, что появлялось на рынке. Под влиянием модерна художник, уже показав картину на выставке Санкт-Петербургского общества художников, слегка переписал ее, добавив модной меланхолии и убрав дробные детали. Полотно оценено в £80–120 тыс. В целом коллекция Bonhams очень небольшая.

MacDougall’s: пейзажи Федора Матвеева и Исаака Левитана

Исаак Левитан. "Половодье". 1890-е. MacDougall's, эстимейт £250-350 тыс.
Исаак Левитан. "Лесная поляна". 1890-е. MacDougall's, эстимейт £120-180 тыс.
Исаак Левитан. "Дерево у озера". 1890-е. MacDougall's, эстимейт £35-50 тыс.
Федор Матвеев. "Вид римской Кампаньи". 1796. MacDougall's, эстимейт £600-900 тыс.
Василий Котарбинский. "Римская оргия", 1890-е. MacDougall's, эстиметй £550-900 тыс.
Исаак Левитан. "Половодье". 1890-е. MacDougall's, эстимейт £250-350 тыс.
Исаак Левитан. "Лесная поляна". 1890-е. MacDougall's, эстимейт £120-180 тыс.
Исаак Левитан. "Дерево у озера". 1890-е. MacDougall's, эстимейт £35-50 тыс.
Федор Матвеев. "Вид римской Кампаньи". 1796. MacDougall's, эстимейт £600-900 тыс.
Василий Котарбинский. "Римская оргия", 1890-е. MacDougall's, эстиметй £550-900 тыс.

Этот аукционный дом всегда действует решительнее других — и осенью нынешнего года провел внеочередные торги советским и современным искусством, получив за картину Александра Дейнеки £2,2 млн. Поэтому коллекция предстоящих торгов формируется вокруг классики: тут, например, будут представлены три лирических пейзажа Исаака Левитана из израильской семейной коллекции. «Половодье», «Лесная поляна» и «Дерево у озера» поэтичны и непритязательны мотивом, то есть предлагают именно то, чего все ждут от художника (эстимейты £250–300 тыс., £120–180 тыс. и £35–50 тыс.). Прямую противоположность им представляет собой «Римския оргия» Вильгельма Котарбинского, прозванного «русским Альма-Тадемой». Небольшой вариант сюжета (он известен еще в двух монументальных размерах) с нагими красавицами, белыми лебедями и гирляндами цветов оценен в немалые £550–900 тыс. Примерно такую же сумму предполагается получить за «Вид римской Кампаньи» Федора Матвеева, русского пейзажиста XVIII века, который предпочел итальянские идеальные виды скромности российских просторов. Работы его очень редко встречаются на рынке.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+