18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Приближаются лондонские аукционы русского искусства

Ключевые для русского арт-рынка аукционы пройдут в Лондоне совсем скоро — с 30 ноября по 2 декабря. Аукционные дома уже опубликовали каталоги предстоящих торгов русской живописью, графикой и прикладным искусством. И часть топ-лотов даже покажут в Москве.


На рынке русского искусства, который в последние годы поддерживали почти только русские покупатели, спад. Зимние торги 2014 года прошли не очень хорошо, а летние 2015 года — и того хуже. Уже летом обычный график аукционов немного скорректировали: Sotheby’s отменил парадные и дорогие вечерние торги. В остальном же аукционные дома стараются держаться традиции, что ныне трудновато: привыкшие к взвинченным ценам продавцы требуют миллионов, а пострадавшие от кризиса покупатели совсем на них не готовы. У всех домов аукционные каталоги стали тоньше, а эстимейты в них скромнее. Как минимум двое участников «русской недели» — Christie’s и Sotheby’s — планируют предаукционные показы в Москве. Достойных и интересных работ будет немало, но с шедеврами туго, поэтому в список топ-лотов попадают имена, прежде в них не бывавшие.

Christie’s: корабли Алексея Боголюбова и снега Ильи Кабакова

Илья и Эмилия Кабаковы. “Под снегом №18”, 2005. Christie’s, эстимейт £180-250 тыс.
Василий Ситников. “Автопортрет с воронами у Кремля”, 1970. Christie’s, эстимейт  £70-90 тыс.
Георг Доу. “Портрет Великого Князя, позднее Императора Николая I, верхом», 1822. Christie’s, эстимейт £100-150 тыс.
Группа фарфоровых фигурок из серии “Народы России”, Императорский фарфоровый завод, С-Петербург, 1780-1800-е годы. Christie’s, эстимейты от £15 тыс до £30 тыс.
Подборка произведений фирмы Фаберже, из королевской коллекции дома Саксен-Кобург-Гота. Christie’s, эстимейты от £6 тыс.  до £ 160 тыс.
Императорский презентационный позолоченный портсигар, подаренный авиаконструктору Леону Морану в 1910 году. Фирма Фаберже, С-Петербург, 1904-1908 годы. Christie’s, эстимейт £40-60 тыс.
Илья и Эмилия Кабаковы. “Под снегом №18”, 2005. Christie’s, эстимейт £180-250 тыс.
Василий Ситников. “Автопортрет с воронами у Кремля”, 1970. Christie’s, эстимейт £70-90 тыс.
Георг Доу. “Портрет Великого Князя, позднее Императора Николая I, верхом», 1822. Christie’s, эстимейт £100-150 тыс.
Группа фарфоровых фигурок из серии “Народы России”, Императорский фарфоровый завод, С-Петербург, 1780-1800-е годы. Christie’s, эстимейты от £15 тыс до £30 тыс.
Подборка произведений фирмы Фаберже, из королевской коллекции дома Саксен-Кобург-Гота. Christie’s, эстимейты от £6 тыс. до £ 160 тыс.
Императорский презентационный позолоченный портсигар, подаренный авиаконструктору Леону Морану в 1910 году. Фирма Фаберже, С-Петербург, 1904-1908 годы. Christie’s, эстимейт £40-60 тыс.

«В нынешней ситуации лучше повторить тот рецепт, который хорошо работает последние несколько лет», — считает глава русского Christie’s Алексей Тизенгаузен. Каталог этого аукционного дома выглядит традиционно, даже консервативно. Впрочем, за одним исключением: среди топ-лотов, пейзажей Алексея Боголюбова (эстимейт £180–220 тыс. за пару) и императорского портрета Георга Доу (£100–150 тыс.), обнаруживается работа Ильи и Эмилии Кабаковых «Под снегом № 18» (£180–250 тыс.). А на сайте Christie’s можно даже найти интервью с художниками под названием «Воображаемая русская реальность».

В Москву Christie’s привезет небольшую предаукционную коллекцию, которую в течение четырех дней (с 12 по 15 ноября) можно будет увидеть в бутике Tourbillon на Петровке. Тут будут топ-лоты сразу нескольких торгов — импрессионизма, модернизма, сюрреализма, старых мастеров — и немного русского искусства. Из традиционного русского состава Christie’s здесь редкая коллекция фарфоровой скульптуры XVIII века из серии «Народы России» (эстимейты варьируются в пределах от £15 тыс. до £30 тыс.), некогда принадлежавшая графу Луи де Йонг д’Ардуа, бельгийскому дипломату, служившему в России в 1860-х годах. Или портсигар фирмы Фаберже, который Николай II подарил французскому летчику (и хозяину авиастроительной фирмы) Леону Морану, побывавшему в 1910 году на «авиационном шоу», как бы теперь назвали, в Петербурге (£40–60 тыс.). Еще из неожиданного на выставке (то есть обычно несвойственного этому аукционному дому, который всегда сторонился русского современного искусства) — картина подпольного советского художника Василия Ситникова «Автопортрет с воронами на фоне Кремля» 1970 года из частного итальянского собрания (£70–90 тыс.).

Sotheby’s: портреты Дмитрия Левицкого и Таира Салахова

Таир Салахов. «Айдан». Около 1979. Sotheby's, эстимейт £250 - 350 тыс.
Борис Григорьев. Рамаяна. 1931. Sotheby's, эстимейт £600 - 800 тыс.
Дмитрий Левицкий. Портрет княгини Варвары Голицыной. 1779. Sotheby's, эстимейт £250 - 350 тыс.
Наталья Гончарова. Эскиз узора ткани платья для дома моды "Мирбор" (Myrbor). Около 1924. Sotheby's, эстимейт £30-50 тыс.
Георгий Гурьянов. "Моряк". 2006. Sotheby's, эстимейт £40 -60 тыс.
Таир Салахов. «Айдан». Около 1979. Sotheby's, эстимейт £250 - 350 тыс.
Борис Григорьев. Рамаяна. 1931. Sotheby's, эстимейт £600 - 800 тыс.
Дмитрий Левицкий. Портрет княгини Варвары Голицыной. 1779. Sotheby's, эстимейт £250 - 350 тыс.
Наталья Гончарова. Эскиз узора ткани платья для дома моды "Мирбор" (Myrbor). Около 1924. Sotheby's, эстимейт £30-50 тыс.
Георгий Гурьянов. "Моряк". 2006. Sotheby's, эстимейт £40 -60 тыс.

Аукционный дом Sotheby’s позволял себе больше экспериментов в подборе работ — на чем иногда добывал себе лавры лидера, а иногда и нет. Эстимейты тут выше, диапазон работ больше — это заманчивее и рискованнее. Среди топ-лотов — «Портрет княгини Варвары Голицыной», созданный в 1779 году Дмитрием Левицким, одним из основателей школы русской портретной живописи (оценка £250–350 тыс.). В том же списке написанный 200 лет спустя портрет девочки на игрушечной лошадке — это «Айдан» кисти Таира Салахова, советского классика (авторское повторение полотна 1967 года, ныне хранящегося в Государственной Третьяковской галерее, сделанное для выставки в Токио в 1980 году и там же проданное) (£250–350 тыс.). А самым дорогим на торгах, согласно эстимейту, является «Рамаяна» 1931 года Бориса Григорьева, сделанная без тени характерного для художника гротеска и иронии и посвященная Махатме Ганди (£600–800 тыс.). Будет на аукционе и послевоенное и современное искусство — от полуофициального Виктора ПопковаТри художника», 1962, £180–260 тыс.) до «нового академика» Георгия ГурьяноваМоряк», 2006, £40–60 тыс.).

Sotheby’s тоже устраивает предаукционный показ в Москве: с 19 ноября в маленьком выставочном зале при офисе «Сотбис. Россия» будут показывать коллекцию графики Наталии Гончаровой, которая имеет все шансы стать гвоздем сезона. Чуть ли не сотню рисунков, театральных эскизов, проектов тканей и платьев некогда приобрели у художницы владельцы магазина Лефевр-Фуане, торговавшие товарами для художников. Магазин был на бульваре Монпарнас, и его владельцы принимали вместо оплаты картины и рисунки живших поблизости художников на протяжении четырех десятилетий. Легко представить, какая собралась коллекция. Позднее рисунки Гончаровой перешли к другому владельцу и ныне вкупе оцениваются почти в £1 млн.

Bonhams: «Поцелуй» Павла Сведомского

Павел Сведомский. "Поцелуй". 1902-1904. Bonhams, эстимейт £80-120 тыс.
Серебряный презентационный ковш. 11-я Московская Артель (1908-1917). Bonhams, эстимейт  £30 - 50 тыс.
Кубок, повторяющий сосуд, принадлежавший царю Федору Иоанновичу. Мастерская Хлебникова. Москва. около 1900 года. Bonhams, эстимейт £20-30 тыс.
Павел Сведомский. "Поцелуй". 1902-1904. Bonhams, эстимейт £80-120 тыс.
Серебряный презентационный ковш. 11-я Московская Артель (1908-1917). Bonhams, эстимейт £30 - 50 тыс.
Кубок, повторяющий сосуд, принадлежавший царю Федору Иоанновичу. Мастерская Хлебникова. Москва. около 1900 года. Bonhams, эстимейт £20-30 тыс.

«В данный момент покупатели отдают предпочтение самым лучшим вещам либо вещам с привлекательным, низким эстимейтом», — говорит руководитель отдела русского искусства аукционного дома Bonhams Дарья Черненко. Этому аукционному дому приходилось бывать на Олимпе арт-рынка благодаря продажам уникальных, позабытых в американском захолустье работ Василия Поленова или Николая Рериха. В нынешних условиях на такое везение рассчитывать трудно, однако кропотливость в отборе произведений, особенно прикладного искусства, и скромность эстимейтов остаются при Bonhams всегда. Топ-лотом предстоящих торгов будет «Поцелуй» Павла Сведомского, академиста и романтика. Это полотно чуть ли не лучшее в наследии художника и, несомненно, лучшее из того, что появлялось на рынке. Под влиянием модерна художник, уже показав картину на выставке Санкт-Петербургского общества художников, слегка переписал ее, добавив модной меланхолии и убрав дробные детали. Полотно оценено в £80–120 тыс. В целом коллекция Bonhams очень небольшая.

MacDougall’s: пейзажи Федора Матвеева и Исаака Левитана

Исаак Левитан. "Половодье". 1890-е. MacDougall's, эстимейт £250-350 тыс.
Исаак Левитан. "Лесная поляна". 1890-е. MacDougall's, эстимейт £120-180 тыс.
Исаак Левитан. "Дерево у озера". 1890-е. MacDougall's, эстимейт £35-50 тыс.
Федор Матвеев. "Вид римской Кампаньи". 1796. MacDougall's, эстимейт £600-900 тыс.
Василий Котарбинский. "Римская оргия", 1890-е. MacDougall's, эстиметй £550-900 тыс.
Исаак Левитан. "Половодье". 1890-е. MacDougall's, эстимейт £250-350 тыс.
Исаак Левитан. "Лесная поляна". 1890-е. MacDougall's, эстимейт £120-180 тыс.
Исаак Левитан. "Дерево у озера". 1890-е. MacDougall's, эстимейт £35-50 тыс.
Федор Матвеев. "Вид римской Кампаньи". 1796. MacDougall's, эстимейт £600-900 тыс.
Василий Котарбинский. "Римская оргия", 1890-е. MacDougall's, эстиметй £550-900 тыс.

Этот аукционный дом всегда действует решительнее других — и осенью нынешнего года провел внеочередные торги советским и современным искусством, получив за картину Александра Дейнеки £2,2 млн. Поэтому коллекция предстоящих торгов формируется вокруг классики: тут, например, будут представлены три лирических пейзажа Исаака Левитана из израильской семейной коллекции. «Половодье», «Лесная поляна» и «Дерево у озера» поэтичны и непритязательны мотивом, то есть предлагают именно то, чего все ждут от художника (эстимейты £250–300 тыс., £120–180 тыс. и £35–50 тыс.). Прямую противоположность им представляет собой «Римския оргия» Вильгельма Котарбинского, прозванного «русским Альма-Тадемой». Небольшой вариант сюжета (он известен еще в двух монументальных размерах) с нагими красавицами, белыми лебедями и гирляндами цветов оценен в немалые £550–900 тыс. Примерно такую же сумму предполагается получить за «Вид римской Кампаньи» Федора Матвеева, русского пейзажиста XVIII века, который предпочел итальянские идеальные виды скромности российских просторов. Работы его очень редко встречаются на рынке.

Самое читаемое:
1
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
2
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
3
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
4
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
5
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
6
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
7
Антикварный салон покажет «достояние нации»
В Гостином Дворе пройдет 49-й Российский антикварный салон & lifestyle «Искусство интерьера», справедливо называемый одним из главных художественных и светских событий осени
20.11.2023
Антикварный салон покажет «достояние нации»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+