18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Сюзанна Валадон. Муза своего сына, мэтров Монмартра и одного художника-любителя

№38
Материал из газеты

Музей Монмартра отмечает юбилей художницы ее работами, Утрилло и Андре Уттера

150-летие художницы и звезды богемного Парижа начала XX века Сюзанны Валадон празднуют у нее дома — в Музее Монмартра. Здесь, в частном особняке на Рю Корто, 12–14, где находились мастерские многих художников, с 1912 по 1926 год Валадон жила с сыном Морисом Утрилло и своим вторым мужем Андре Уттером. Этой «проклятой троице», как их называли в художественных кругах, и их совместной жизни — скандальной, хмельной и творчески плодотворной — и посвящена выставка.

Мари Клементин Валад (настоящее имя Валадон) начинала натурщицей. Как-то, разнося по домам белье, которое гладила мать, она позвонила в дверь художнику Пюви де Шаванну. Тот сразу увидел в этой девочке с сильным крупным лицом и скульптурным телом идеальную модель и любовницу. Де Шаванн стал первым, но далеко не последним поклонником Мари. Кокетка с аппетитными формами в Городском танце и в знаменитом Танце в Буживале Огюста Ренуара, широкоплечая девица, заплетающая волосы в его же Косах, задумчивый женский профиль наедине с бутылкой вина в Похмелье Анри Тулуз-Лотрека — все это Сюзанна Валадон.

Сюзанной ее назвал Тулуз-Лотрек за то, что она позировала голой стареющим мэтрам. Но пока блудница проводила с ним бурные ночи на Монмартре, ему было все равно, перед кем она позирует днем. Он же первым увидел ее рисунки. По его совету она показала их Эдгару Дега, повлиявшему на нее больше остальных.

Сюзанна стала любимой музой Монмартра. Настолько любимой, что отцовство ее сына Мориса никто так и не признал. Сына она отдала на воспитание матери, сама же ушла с головой в творчество. Она много пишет маслом, в ее картинах много цирка — воспоминания о нескольких годах, проведенных на трапеции. Дега дает ей уроки гравюры и знакомит с галеристами. Пока она совершенствовала свое владение кистью, ее малолетний сын спивался, став алкоголиком едва ли не в 13 лет. Ситуация усугублялась психическими проблемами, и Сюзанна решила пристрастить его к живописи. Так у Утрилло стало две главные страсти в жизни — алкоголь и виды родного Монмартра. На площади Пигаль его дразнили Литрилло: тут все знали буйного пьяницу, который готов продать свои картины за стакан чего-нибудь покрепче. Критики считали, что на него повлиял Писсарро, — Утрилло на это отвечал, что не видел других работ, кроме картин своей матери. Он же познакомил ее с Андре Уттером. 28-летний электрик и художник-любитель, младше Мориса на каких-то три года, позировал Валадон для картины Адам и Ева. Евой была она. Оба, естественно, обнаженные. Дальше последовал развод, скандалы с сыном и тщетные попытки ужиться под одной крышей новым составом: она, Морис и Андре Уттер. Спустя век им наконец-то это удалось.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+