18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Сюзанна Валадон. Муза своего сына, мэтров Монмартра и одного художника-любителя

№38
Материал из газеты

Музей Монмартра отмечает юбилей художницы ее работами, Утрилло и Андре Уттера

150-летие художницы и звезды богемного Парижа начала XX века Сюзанны Валадон празднуют у нее дома — в Музее Монмартра. Здесь, в частном особняке на Рю Корто, 12–14, где находились мастерские многих художников, с 1912 по 1926 год Валадон жила с сыном Морисом Утрилло и своим вторым мужем Андре Уттером. Этой «проклятой троице», как их называли в художественных кругах, и их совместной жизни — скандальной, хмельной и творчески плодотворной — и посвящена выставка.

Мари Клементин Валад (настоящее имя Валадон) начинала натурщицей. Как-то, разнося по домам белье, которое гладила мать, она позвонила в дверь художнику Пюви де Шаванну. Тот сразу увидел в этой девочке с сильным крупным лицом и скульптурным телом идеальную модель и любовницу. Де Шаванн стал первым, но далеко не последним поклонником Мари. Кокетка с аппетитными формами в Городском танце и в знаменитом Танце в Буживале Огюста Ренуара, широкоплечая девица, заплетающая волосы в его же Косах, задумчивый женский профиль наедине с бутылкой вина в Похмелье Анри Тулуз-Лотрека — все это Сюзанна Валадон.

Сюзанной ее назвал Тулуз-Лотрек за то, что она позировала голой стареющим мэтрам. Но пока блудница проводила с ним бурные ночи на Монмартре, ему было все равно, перед кем она позирует днем. Он же первым увидел ее рисунки. По его совету она показала их Эдгару Дега, повлиявшему на нее больше остальных.

Сюзанна стала любимой музой Монмартра. Настолько любимой, что отцовство ее сына Мориса никто так и не признал. Сына она отдала на воспитание матери, сама же ушла с головой в творчество. Она много пишет маслом, в ее картинах много цирка — воспоминания о нескольких годах, проведенных на трапеции. Дега дает ей уроки гравюры и знакомит с галеристами. Пока она совершенствовала свое владение кистью, ее малолетний сын спивался, став алкоголиком едва ли не в 13 лет. Ситуация усугублялась психическими проблемами, и Сюзанна решила пристрастить его к живописи. Так у Утрилло стало две главные страсти в жизни — алкоголь и виды родного Монмартра. На площади Пигаль его дразнили Литрилло: тут все знали буйного пьяницу, который готов продать свои картины за стакан чего-нибудь покрепче. Критики считали, что на него повлиял Писсарро, — Утрилло на это отвечал, что не видел других работ, кроме картин своей матери. Он же познакомил ее с Андре Уттером. 28-летний электрик и художник-любитель, младше Мориса на каких-то три года, позировал Валадон для картины Адам и Ева. Евой была она. Оба, естественно, обнаженные. Дальше последовал развод, скандалы с сыном и тщетные попытки ужиться под одной крышей новым составом: она, Морис и Андре Уттер. Спустя век им наконец-то это удалось.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+