Галеристы во главе списка влиятельности

Журнал ArtReview опубликовал свой очередной ежегодный рейтинг Power 100 — список наиболее влиятельных, по версии издания, людей в мире современного искусства

Иван и Мануэла Вирт, галеристы. Courtesy Hauser & Wirth
Иван и Мануэла Вирт, галеристы. Courtesy Hauser & Wirth

На вершине рейтинга без значительных перемен; можно сказать, что в целом галеристы по-прежнему рулят. Они занимают 15 позиций в верхней половине, 27 — всего в рейтинге; добавить сюда еще 15 мест у коллекционеров плюс 2 — у директоров арт-ярмарок Frieze и Art Basel, и важность коммерческой компоненты в современном искусстве предстанет как на ладони. Ну да, потерял одну строчку Дэвид Цвирнер, опустившись со 2-го места, которое занимал два года подряд, на 3-е, и три строчки — Мариан Гудман (с 9-го на 12-е), зато по две отыграли Ларри Гагосян (с 8-го на 6-е место) и директора лондонской Serpentine Джулия Пейтон-Джонс и Ханс Ульрих Обрист (с 6-го на 4-е место). Ну а победил в этот раз — та-дам, наконец-то! — владелец еще одной значительной галерейной империи Иван Вирт, разделив первое место со своей супругой и соуправляющим Hauser & Wirth Мануэлой (в прошлом году — 3-е место); при этом ArtReview посчитал нужным отметить, что Вирты — это всего лишь третий случай в истории Power 100, когда на вершине рейтинга оказывается именно дилер (первые два раза это удавалось Ларри Гагосяну, в 2004 и 2010 годах).

Что подвигло к такому решению международное жюри из 16 человек? Они впечатлились тем, как, вдобавок к существующим подразделениям Hauser & Wirth в Лондоне, Нью-Йорке и Цюрихе, вовсю развиртуализировавшиеся Вирты запустили многопрофильное представительство в графстве Сомерсет, в глубинке на юго-западе Англии — с выставками, обучением, художническими резиденциями, ландшафтным дизайном и прочим; плюс то, что среди анонсов следующего года важное место занимает открытие в марте Hauser Wirth & Schimmel в Лос-Анджелесе (где руководить будет Пол Шиммел, бывший главный куратор лос-анджелесского МоСА, со скандалом уволенный в позапрошлом году из-за разногласий с директором Джеффри Дейчем и спонсором музея Эли Бродом).

Кстати, о музейных директорах и прочих начальниках. Победитель прошлогоднего рейтинга директор Тейт Николас Серота в этом году опустился до 5-го места, да и прочие немного подрастеряли позиции — но вряд ли можно сказать, что музейные директора стали выглядеть в сравнении с прошлым годом как-то сильно бледнее. Разве что самую малость. На 15-м месте, с потерей трех строчек рейтинга — директор Центра Помпиду Бернар Блистен (теперь в паре с Сержем Лавинем, сменившим весной на посту президента музея Алена Себана); на 22-м — директор Стеделейк-музея Беатрикс Руф (минус пять строчек), и так далее. Зато в первую десятку Power 100 вошел, например, Адам Вейнберг, директор Музея американского искусства Уитни, — благодаря впечатляющему перезапуску музейной экспозиции в новом здании, открывшемся в апреле.

Что же касается кураторов и худруков всех мастей, то среди них в личном зачете, если не считать многоликого Ханса Ульриха Обриста, в этом году выиграла Каролин Христов-Бакарджиев (10-е место), успешно проведшая Стамбульскую биеннале, а также до сих пор нахваливаемая за последнюю Documenta 13. Вслед за Христов-Бакарджиев идет художественный руководитель следующей Documenta, 2017 года, Адам Шимчик (16-е место), затем куратор последней Венецианской биеннале Оквуи Энвезор (17-е место). На 19-е место с 25-го переместился куратор позапрошлогодней Венецианской биеннале, арт-директор Нового музея в Нью-Йорке Массимилиано Джони.

О художниках. В топ-10 вернулся Ай Вэйвэй, которому китайские власти вернули паспорт, и он снова стал выездным, что и отметил крупной выставкой в лондонской Королевской академии художеств этой осенью. Появление этой выразительной фигуры в верхних строчках рейтинга вынудило подвинуться пусть и не менее выразительную Марину Абрамович (с 5-го места на 8-е), а также впечатляющего Джеффа Кунса (с 7-го места на 14-е). Больше всего потеряла в рейтинге среди художников Синди Шерман, опустившись с 10-го места на 41-е, а, напротив, самый заметный рост продемонстрировалb кинодокументалистка и профессор новых медиа Берлинского университета искусств Хито Штейерль (с 47-го места на 18-е) и Риркрит Тиравания, вернувшийся в Power 100 впервые после 2010 года, когда он занимал 88-е место, — и сразу на 42-ю позицию.

Вернулась в рейтинг после годичного отсутствия и не так давно показывавшая Тираванию в обновленном «Гараже» Даша Жукова (97-е место; 86-е — в 2013 году). Жюри не только не смогло обойти вниманием новый «Гараж», работу Рема Колхаса и серию замечательных выставок на старте, но и отметило исследовательскую деятельность музея и не преминуло в год Московской биеннале слегка попинать российскую художественную ситуацию в целом, не то похвалив Жукову, не то наоборот: «В городе с институциями современного искусства тише воды, ниже травы нетрудно быть заметным».

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+