18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галеристы во главе списка влиятельности

Журнал ArtReview опубликовал свой очередной ежегодный рейтинг Power 100 — список наиболее влиятельных, по версии издания, людей в мире современного искусства

На вершине рейтинга без значительных перемен; можно сказать, что в целом галеристы по-прежнему рулят. Они занимают 15 позиций в верхней половине, 27 — всего в рейтинге; добавить сюда еще 15 мест у коллекционеров плюс 2 — у директоров арт-ярмарок Frieze и Art Basel, и важность коммерческой компоненты в современном искусстве предстанет как на ладони. Ну да, потерял одну строчку Дэвид Цвирнер, опустившись со 2-го места, которое занимал два года подряд, на 3-е, и три строчки — Мариан Гудман (с 9-го на 12-е), зато по две отыграли Ларри Гагосян (с 8-го на 6-е место) и директора лондонской Serpentine Джулия Пейтон-Джонс и Ханс Ульрих Обрист (с 6-го на 4-е место). Ну а победил в этот раз — та-дам, наконец-то! — владелец еще одной значительной галерейной империи Иван Вирт, разделив первое место со своей супругой и соуправляющим Hauser & Wirth Мануэлой (в прошлом году — 3-е место); при этом ArtReview посчитал нужным отметить, что Вирты — это всего лишь третий случай в истории Power 100, когда на вершине рейтинга оказывается именно дилер (первые два раза это удавалось Ларри Гагосяну, в 2004 и 2010 годах).

Что подвигло к такому решению международное жюри из 16 человек? Они впечатлились тем, как, вдобавок к существующим подразделениям Hauser & Wirth в Лондоне, Нью-Йорке и Цюрихе, вовсю развиртуализировавшиеся Вирты запустили многопрофильное представительство в графстве Сомерсет, в глубинке на юго-западе Англии — с выставками, обучением, художническими резиденциями, ландшафтным дизайном и прочим; плюс то, что среди анонсов следующего года важное место занимает открытие в марте Hauser Wirth & Schimmel в Лос-Анджелесе (где руководить будет Пол Шиммел, бывший главный куратор лос-анджелесского МоСА, со скандалом уволенный в позапрошлом году из-за разногласий с директором Джеффри Дейчем и спонсором музея Эли Бродом).

Кстати, о музейных директорах и прочих начальниках. Победитель прошлогоднего рейтинга директор Тейт Николас Серота в этом году опустился до 5-го места, да и прочие немного подрастеряли позиции — но вряд ли можно сказать, что музейные директора стали выглядеть в сравнении с прошлым годом как-то сильно бледнее. Разве что самую малость. На 15-м месте, с потерей трех строчек рейтинга — директор Центра Помпиду Бернар Блистен (теперь в паре с Сержем Лавинем, сменившим весной на посту президента музея Алена Себана); на 22-м — директор Стеделейк-музея Беатрикс Руф (минус пять строчек), и так далее. Зато в первую десятку Power 100 вошел, например, Адам Вейнберг, директор Музея американского искусства Уитни, — благодаря впечатляющему перезапуску музейной экспозиции в новом здании, открывшемся в апреле.

Что же касается кураторов и худруков всех мастей, то среди них в личном зачете, если не считать многоликого Ханса Ульриха Обриста, в этом году выиграла Каролин Христов-Бакарджиев (10-е место), успешно проведшая Стамбульскую биеннале, а также до сих пор нахваливаемая за последнюю Documenta 13. Вслед за Христов-Бакарджиев идет художественный руководитель следующей Documenta, 2017 года, Адам Шимчик (16-е место), затем куратор последней Венецианской биеннале Оквуи Энвезор (17-е место). На 19-е место с 25-го переместился куратор позапрошлогодней Венецианской биеннале, арт-директор Нового музея в Нью-Йорке Массимилиано Джони.

О художниках. В топ-10 вернулся Ай Вэйвэй, которому китайские власти вернули паспорт, и он снова стал выездным, что и отметил крупной выставкой в лондонской Королевской академии художеств этой осенью. Появление этой выразительной фигуры в верхних строчках рейтинга вынудило подвинуться пусть и не менее выразительную Марину Абрамович (с 5-го места на 8-е), а также впечатляющего Джеффа Кунса (с 7-го места на 14-е). Больше всего потеряла в рейтинге среди художников Синди Шерман, опустившись с 10-го места на 41-е, а, напротив, самый заметный рост продемонстрировалb кинодокументалистка и профессор новых медиа Берлинского университета искусств Хито Штейерль (с 47-го места на 18-е) и Риркрит Тиравания, вернувшийся в Power 100 впервые после 2010 года, когда он занимал 88-е место, — и сразу на 42-ю позицию.

Вернулась в рейтинг после годичного отсутствия и не так давно показывавшая Тираванию в обновленном «Гараже» Даша Жукова (97-е место; 86-е — в 2013 году). Жюри не только не смогло обойти вниманием новый «Гараж», работу Рема Колхаса и серию замечательных выставок на старте, но и отметило исследовательскую деятельность музея и не преминуло в год Московской биеннале слегка попинать российскую художественную ситуацию в целом, не то похвалив Жукову, не то наоборот: «В городе с институциями современного искусства тише воды, ниже травы нетрудно быть заметным».

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
6
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
7
Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин
Музей русского импрессионизма, ранее находившийся под патронажем своего основателя Бориса Минца, объявил о смене партнера-попечителя. Новым попечителем станет предприниматель, акционер ГК ФСК Владимир Воронин
15.02.2024
Новым попечителем Музея русского импрессионизма стал Владимир Воронин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+