18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галеристы во главе списка влиятельности

Журнал ArtReview опубликовал свой очередной ежегодный рейтинг Power 100 — список наиболее влиятельных, по версии издания, людей в мире современного искусства

Иван и Мануэла Вирт, галеристы. Courtesy Hauser & Wirth
Иван и Мануэла Вирт, галеристы. Courtesy Hauser & Wirth

На вершине рейтинга без значительных перемен; можно сказать, что в целом галеристы по-прежнему рулят. Они занимают 15 позиций в верхней половине, 27 — всего в рейтинге; добавить сюда еще 15 мест у коллекционеров плюс 2 — у директоров арт-ярмарок Frieze и Art Basel, и важность коммерческой компоненты в современном искусстве предстанет как на ладони. Ну да, потерял одну строчку Дэвид Цвирнер, опустившись со 2-го места, которое занимал два года подряд, на 3-е, и три строчки — Мариан Гудман (с 9-го на 12-е), зато по две отыграли Ларри Гагосян (с 8-го на 6-е место) и директора лондонской Serpentine Джулия Пейтон-Джонс и Ханс Ульрих Обрист (с 6-го на 4-е место). Ну а победил в этот раз — та-дам, наконец-то! — владелец еще одной значительной галерейной империи Иван Вирт, разделив первое место со своей супругой и соуправляющим Hauser & Wirth Мануэлой (в прошлом году — 3-е место); при этом ArtReview посчитал нужным отметить, что Вирты — это всего лишь третий случай в истории Power 100, когда на вершине рейтинга оказывается именно дилер (первые два раза это удавалось Ларри Гагосяну, в 2004 и 2010 годах).

Что подвигло к такому решению международное жюри из 16 человек? Они впечатлились тем, как, вдобавок к существующим подразделениям Hauser & Wirth в Лондоне, Нью-Йорке и Цюрихе, вовсю развиртуализировавшиеся Вирты запустили многопрофильное представительство в графстве Сомерсет, в глубинке на юго-западе Англии — с выставками, обучением, художническими резиденциями, ландшафтным дизайном и прочим; плюс то, что среди анонсов следующего года важное место занимает открытие в марте Hauser Wirth & Schimmel в Лос-Анджелесе (где руководить будет Пол Шиммел, бывший главный куратор лос-анджелесского МоСА, со скандалом уволенный в позапрошлом году из-за разногласий с директором Джеффри Дейчем и спонсором музея Эли Бродом).

Кстати, о музейных директорах и прочих начальниках. Победитель прошлогоднего рейтинга директор Тейт Николас Серота в этом году опустился до 5-го места, да и прочие немного подрастеряли позиции — но вряд ли можно сказать, что музейные директора стали выглядеть в сравнении с прошлым годом как-то сильно бледнее. Разве что самую малость. На 15-м месте, с потерей трех строчек рейтинга — директор Центра Помпиду Бернар Блистен (теперь в паре с Сержем Лавинем, сменившим весной на посту президента музея Алена Себана); на 22-м — директор Стеделейк-музея Беатрикс Руф (минус пять строчек), и так далее. Зато в первую десятку Power 100 вошел, например, Адам Вейнберг, директор Музея американского искусства Уитни, — благодаря впечатляющему перезапуску музейной экспозиции в новом здании, открывшемся в апреле.

Что же касается кураторов и худруков всех мастей, то среди них в личном зачете, если не считать многоликого Ханса Ульриха Обриста, в этом году выиграла Каролин Христов-Бакарджиев (10-е место), успешно проведшая Стамбульскую биеннале, а также до сих пор нахваливаемая за последнюю Documenta 13. Вслед за Христов-Бакарджиев идет художественный руководитель следующей Documenta, 2017 года, Адам Шимчик (16-е место), затем куратор последней Венецианской биеннале Оквуи Энвезор (17-е место). На 19-е место с 25-го переместился куратор позапрошлогодней Венецианской биеннале, арт-директор Нового музея в Нью-Йорке Массимилиано Джони.

О художниках. В топ-10 вернулся Ай Вэйвэй, которому китайские власти вернули паспорт, и он снова стал выездным, что и отметил крупной выставкой в лондонской Королевской академии художеств этой осенью. Появление этой выразительной фигуры в верхних строчках рейтинга вынудило подвинуться пусть и не менее выразительную Марину Абрамович (с 5-го места на 8-е), а также впечатляющего Джеффа Кунса (с 7-го места на 14-е). Больше всего потеряла в рейтинге среди художников Синди Шерман, опустившись с 10-го места на 41-е, а, напротив, самый заметный рост продемонстрировалb кинодокументалистка и профессор новых медиа Берлинского университета искусств Хито Штейерль (с 47-го места на 18-е) и Риркрит Тиравания, вернувшийся в Power 100 впервые после 2010 года, когда он занимал 88-е место, — и сразу на 42-ю позицию.

Вернулась в рейтинг после годичного отсутствия и не так давно показывавшая Тираванию в обновленном «Гараже» Даша Жукова (97-е место; 86-е — в 2013 году). Жюри не только не смогло обойти вниманием новый «Гараж», работу Рема Колхаса и серию замечательных выставок на старте, но и отметило исследовательскую деятельность музея и не преминуло в год Московской биеннале слегка попинать российскую художественную ситуацию в целом, не то похвалив Жукову, не то наоборот: «В городе с институциями современного искусства тише воды, ниже травы нетрудно быть заметным».

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+