18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Три выставки недели

Шедевры из собрания Соломона Шустера в московской галерее «Наши художники», экопроект турецкой художницы Пинар Йолдаш на ВДНХ, светский лубок XVIII — начала ХХ века в Русском музее

Галерея «Наши художники» не раз обращалась к знаковым фигурам частного коллекционирования в России. На этот раз она представляет шедевры из собрания легендарного ленинградского коллекционера Соломона Шустера (1934–1995). Отдельные работы галерея уже показывала десять лет назад, но теперь экспозиция целиком состоит из произведений, представляющих важнейший пласт русского искусства первой половины XX века, блестящим знатоком которого был Шустер, лично знавший многих теперь уже классиков той эпохи. Достаточно назвать лишь имена: Натан Альтман, Петр Кончаловский, Павел Кузнецов, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Нико Пиросмани, Мартирос Сарьян, Роберт Фальк, — их произведения, представленные в галерее, украсили бы любой большой музей. Причем Шустер, человек огромной культуры, коллекционировал не просто вещи безупречного качества и происхождения, но и истории, связанные с судьбой конкретного художника и его временем. Неудивительно, что его собрание и сегодня считается образцовым. До 20 декабря.


Тема проекта Экосистема эксцессов Политехнического музея и Пинар Йолдаш необычна — что-то среднее между высказыванием художественным и социальным. Известная турецкая художница придумала мир, где жизнь зародилась в среде из пластикового мусора, продукта бездумной человеческой деятельности. В павильоне № 26 (бывший «Транспорт») ВДНХ, куда переместился на время реконструкции своего здания Политех, соорудили огромный синий куб, где в колбах выставлены органы животных, вынужденных жить и размножаться среди мусора — в так называемой пластисфере. Колбы сопровождаются рисунками вроде тех, что приводятся в учебниках биологии, объясняющими, каким образом работает тот или иной орган. Есть в экспозиции даже «Пластиковый пляж», где обитают существа пластисферы: мутировавшие черепашка, морской червь и другие. Понятно, что этот проект — SOS по нашей экосистеме и предупреждение, что если мы не возьмемся наконец за ее спасение, то нас скоро действительно может окружить та среда и ее обитатели, которые пока существуют только в воображении Пинар Йолдаш. До 27 октября.


Лубок, народная потешная картинка с подписью, выполненная в разных графических техниках и часто раскрашенная от руки, на протяжении более 200 лет пользовался огромной популярностью в России. Это подлинно народное искусство украшало дома третьего сословия, бедных дворян и офицеров. Лубки были как религиозного содержания — на темы из Священного писания, жития святых, — так и светского во всем многообразии жанров и сюжетов: сказки, былины, батальные и бытовые сценки. Именно светский лубок и решил на этот раз представить Государственный Русский музей. В экспозицию вошло около 100 работ из музейного собрания, охватывающих период с конца XVIII века вплоть до 1917 года. Среди них как очень известные, так и редкие, многие из которых показываются впервые. Выставка рассказывает о том, как эволюционировал лубок, какие сюжеты уходили, уступая место другим, более злободневным. Самое удивительное, что почти все эти сюжеты актуальны и сегодня, подтверждая, что времена меняются, а человеческая природа нет. До 30 ноября.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+