18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три самые интересные выставки недели

Юбилейная ретроспектива Валентина Серова в Третьяковской галерее, «Истории русского балета» в ВМДПНИ, инсталляция «Ветрувианский человек» Александра Пономарева в ГМИИ им. А.С.Пушкина

Валентин Серов (1865–1911) — одна из главных, если не ключевая фигура в русском искусстве рубежа XIX–XX веков, и каждая его выставка, посвященная ли одному жанру в его наследии или юбилейная, как нынешняя в Государственной Третьяковской галерее, — это всегда большое событие. И хотя экспозиция в Третьяковке, в отличие от недавней выставки в Русском музее (тоже юбилейной, но без портретного жанра мастера), выстроена вполне традиционно — здесь и хрестоматийные его портреты, и пейзажи, и театральные эскизы, — она позволяет вновь, уже в который раз, оценить огромный масштаб личности классика. Тем более что, в отличие от предыдущих монографических выставок в стенах музея — 1991 года и графической 2011-го, — ее состав впечатляюще расширен. Не в последнюю очередь за счет работ, которые хранятся за пределами России, как, например, портрет Марии Акимовой (1908) из Национальной галереи Армении (Серов его очень ценил) или занавес к «Шахерезаде» 1911 года, долгие годы остававшийся у Сергея Дягилева, а после попавший в собрание Ростроповича — Вишневской и предоставленный на выставку их наследниками. До 17 января.


Кажется, что про русский балет сказано уже все. Но масштабная выставка «Истории русского балета», открывшаяся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, предлагает зрителю увидеть его в новом ракурсе — через другие виды искусства. Для большинства ее посетителей станут настоящим открытием многие представленные здесь произведения, которые прислали ведущие московские музеи. В первую очередь это, несомненно, скульптурные образы в бронзе великих русских балерин Галины Улановой и Майи Плисецкой. Автор этих монументальных творений — замечательный отечественный скульптор Елена Янсон-Манизер (1890–1971), которой принадлежит, в частности, оформление станций метро «Динамо» и «Добрынинская» Московского метрополитена, целый ряд скульптурных произведений на тему спорта. Широко и разнообразно представлены живописные и графические эскизы декораций к знаменитым балетным постановкам, в частности к «Русским сезонам» Сергея Дягилева в исполнении ведущих мастеров первой половины ХХ века — Леона Бакста, Наталии Гончаровой, Сергея Ларионова. Не менее значимую часть рассказа о балете в смежных видах искусства составляет уникальный фарфор из собрания самого ВМДПНИ — с изображением знаменитых русских балерин в сценических образах, выполненный по эскизам Веры Мухиной, Елены Янсон-Манизер и Натальи Данько. До 8 ноября.


Александр Пономарев — художник с международным именем, его монументальные интерактивные инсталляции на вечные темы взаимоотношений человека и природных стихий выставляли крупнейшие мировые художественные институции и площадки, такие как Венецианская биеннале современного искусства, Центр Жоржа Помпиду и Лувр. Теперь пришла очередь Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, который в рамках Шестой Московской биеннале представляет один из самых известных проектов Пономарева — «Ветрувианский человек» (от слова «ветер»). Его лейтмотивом стал перформанс художника в Арктике, где в позе витрувианского человека Леонардо да Винчи он устроился в специально построенной им конструкции — копии ветроуказателя («колдуна», как его называют моряки) на носу корабля, паря навстречу ветрам, постоянно меняющим свое направление. Во дворике перед главным входом в музей посетителей встречает эффектная инсталляция художника из шести сконструированных им ветроуказателей. Их красно-синие полосы вторят классической колоннаде музейного фасада, в то же время раскрывая ее навстречу стихии ветров. Внутри же музея в зале слепков Микеланджело разместилась видеодокументация этого перформанса в окружении рисунков самого Пономарева и, в пандан к «четырем ветрам», графических листов четырех великих мастеров четырех разных эпох: Альбрехта Дюрера, Джованни Пиранези, Кацусики Хокусая и Анри Матисса. До 1 ноября.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+