18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три самые интересные выставки недели

Юбилейная ретроспектива Валентина Серова в Третьяковской галерее, «Истории русского балета» в ВМДПНИ, инсталляция «Ветрувианский человек» Александра Пономарева в ГМИИ им. А.С.Пушкина

Александр Пономарёв. Ветрувианский человек
Александр Пономарёв. Ветрувианский человек

Валентин Серов (1865–1911) — одна из главных, если не ключевая фигура в русском искусстве рубежа XIX–XX веков, и каждая его выставка, посвященная ли одному жанру в его наследии или юбилейная, как нынешняя в Государственной Третьяковской галерее, — это всегда большое событие. И хотя экспозиция в Третьяковке, в отличие от недавней выставки в Русском музее (тоже юбилейной, но без портретного жанра мастера), выстроена вполне традиционно — здесь и хрестоматийные его портреты, и пейзажи, и театральные эскизы, — она позволяет вновь, уже в который раз, оценить огромный масштаб личности классика. Тем более что, в отличие от предыдущих монографических выставок в стенах музея — 1991 года и графической 2011-го, — ее состав впечатляюще расширен. Не в последнюю очередь за счет работ, которые хранятся за пределами России, как, например, портрет Марии Акимовой (1908) из Национальной галереи Армении (Серов его очень ценил) или занавес к «Шахерезаде» 1911 года, долгие годы остававшийся у Сергея Дягилева, а после попавший в собрание Ростроповича — Вишневской и предоставленный на выставку их наследниками. До 17 января.


Кажется, что про русский балет сказано уже все. Но масштабная выставка «Истории русского балета», открывшаяся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, предлагает зрителю увидеть его в новом ракурсе — через другие виды искусства. Для большинства ее посетителей станут настоящим открытием многие представленные здесь произведения, которые прислали ведущие московские музеи. В первую очередь это, несомненно, скульптурные образы в бронзе великих русских балерин Галины Улановой и Майи Плисецкой. Автор этих монументальных творений — замечательный отечественный скульптор Елена Янсон-Манизер (1890–1971), которой принадлежит, в частности, оформление станций метро «Динамо» и «Добрынинская» Московского метрополитена, целый ряд скульптурных произведений на тему спорта. Широко и разнообразно представлены живописные и графические эскизы декораций к знаменитым балетным постановкам, в частности к «Русским сезонам» Сергея Дягилева в исполнении ведущих мастеров первой половины ХХ века — Леона Бакста, Наталии Гончаровой, Сергея Ларионова. Не менее значимую часть рассказа о балете в смежных видах искусства составляет уникальный фарфор из собрания самого ВМДПНИ — с изображением знаменитых русских балерин в сценических образах, выполненный по эскизам Веры Мухиной, Елены Янсон-Манизер и Натальи Данько. До 8 ноября.


Александр Пономарев — художник с международным именем, его монументальные интерактивные инсталляции на вечные темы взаимоотношений человека и природных стихий выставляли крупнейшие мировые художественные институции и площадки, такие как Венецианская биеннале современного искусства, Центр Жоржа Помпиду и Лувр. Теперь пришла очередь Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, который в рамках Шестой Московской биеннале представляет один из самых известных проектов Пономарева — «Ветрувианский человек» (от слова «ветер»). Его лейтмотивом стал перформанс художника в Арктике, где в позе витрувианского человека Леонардо да Винчи он устроился в специально построенной им конструкции — копии ветроуказателя («колдуна», как его называют моряки) на носу корабля, паря навстречу ветрам, постоянно меняющим свое направление. Во дворике перед главным входом в музей посетителей встречает эффектная инсталляция художника из шести сконструированных им ветроуказателей. Их красно-синие полосы вторят классической колоннаде музейного фасада, в то же время раскрывая ее навстречу стихии ветров. Внутри же музея в зале слепков Микеланджело разместилась видеодокументация этого перформанса в окружении рисунков самого Пономарева и, в пандан к «четырем ветрам», графических листов четырех великих мастеров четырех разных эпох: Альбрехта Дюрера, Джованни Пиранези, Кацусики Хокусая и Анри Матисса. До 1 ноября.

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+