На открытие Центра Эрмитажа на ЗИЛе в Москву привезут петербургскую часть коллекций Щукина и Морозова

Art PR
Art PR

В Москве сегодня в рамках Шестой Московской биеннале современного искусства состоялась презентация проекта музейного центра Эрмитаж-Москва, который по заказу занимающейся застройкой бывшей территории ЗИЛа компании ЛСР спроектировал Хани Рашид (бюро Asymptote Architecture). Ранее Эрмитаж привлекал этого архитектора для работы над проектом Эрмитаж — Гуггенхайм.

«Главное — найти баланс между четким функционализмом и абсолютной эстетикой и красотой, потому что основное здесь будет происходить внутри здания», — сказал Рашид, представляя макет проекта. Визуально, по его словам, все будет похоже на трехмерную модель проуна Эль Лисицкого.

Известно, что в здании запланированы галереи для показа искусства классического толка и экспериментального, а на нижнем уровне появится необычное общественное пространство со входом со стороны парка.

«Это формирует центр здания, и там вы себя чувствуете так, будто попали в особый город. Это будет место с бесплатным входом, открытое абсолютно для всех», — сказал архитектор.

Выше расположится образовательная зона, следом — галереи по схеме «модернизм — современное искусство — концептуальное искусство», поход по которым может завершиться на крыше здания с ресторанами и кафе.

Со своей стороны, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, руководитель проекта «Эрмитаж 20/21» Дмитрий Озерков рассказал, что сейчас макет постоянно курсирует между Нью-Йорком, Москвой и Санкт-Петербургом, поскольку центр Эрмитаж-Москва создается при активном участии трех сторон: архитектора, музея и девелопера.

По словам Озеркова, все российские и зарубежные эрмитажные центры, участники проекта «Большой Эрмитаж», концептуально разные. Московский будет связан с современным искусством и программой «Эрмитаж 20/21», которой музей занимается с 2007 года. Выставки в Петербурге и Москве, за редким исключением, будут дублироваться. «Акцент будет сделан на том, чтобы привезти в Москву то, что никогда здесь не показывалось», — отметил он.

Также планируются к показу произведения из бывшего спецхрана Эрмитажа, запасников: в музее из 3 млн экспонатов демонстрируется примерно десятая часть. Кроме того, в центре будут проходить крупные международные фестивали вроде Европейской биеннале современного искусства Manifesta, которую в прошлом году принял Эрмитаж.

В некотором смысле сенсацией обещает стать выставка, которой пока что планируется открыть центр Эрмитаж-Москва. На нее собираются привезти эрмитажную часть работ импрессионистов и постимпрессионистов из коллекций меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова, поделенных в 1940-е годы между Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина после расформирования Государственного музея нового западного искусства. О воссоединении разрозненных собраний мечтала президент ГМИИ Ирина Антонова и даже просила об этом президента РФ Владимира Путина. В итоге решили, что собрать их вновь возможно только на базе виртуального музея, который вот-вот запустят в Сети.

«Один из вариантов открытия этого здания — привезти в Москву некоторые работы из собраний Щукина и Морозова, которые таким образом на время могут вернуться в Москву», — рассказал Озерков.

Также в Эрмитаже пообещали показывать в Москве искусство, которое не подходит для Петербурга, города более пуританского, по словам Озеркова.

«Какие-то вещи, которые мы не можем показать у себя, мы будем показывать в Москве. Это касается каких-то произведений, связанных с эротикой, нормами поведения. Мы не боимся нападок на эти вещи, потому что у нас был опыт общения с любителями искусства, когда на выставке братьев Чепмен были непонятные истории негативной реакции. Главное — диалог в искусстве, который составляет культуру и ее поддерживает», — отметил он.

Помимо традиционной музейной инфраструктуры и фондохранилища, в центре будет также таможенная зона, которая облегчит работу с привозными выставками.

Центр Эрмитаж-Москва станет доминантой обширной культурной составляющей комплекса «ЗИЛАРТ», где, помимо жилья и офисов, построят несколько театров и концертный зал. Бюджет строительства и точные сроки его открытия пока что не называются. Известно, что это произойдет до 2022 года, когда будет построен весь комплекс.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+