18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На открытие Центра Эрмитажа на ЗИЛе в Москву привезут петербургскую часть коллекций Щукина и Морозова

В Москве сегодня в рамках Шестой Московской биеннале современного искусства состоялась презентация проекта музейного центра Эрмитаж-Москва, который по заказу занимающейся застройкой бывшей территории ЗИЛа компании ЛСР спроектировал Хани Рашид (бюро Asymptote Architecture). Ранее Эрмитаж привлекал этого архитектора для работы над проектом Эрмитаж — Гуггенхайм.

«Главное — найти баланс между четким функционализмом и абсолютной эстетикой и красотой, потому что основное здесь будет происходить внутри здания», — сказал Рашид, представляя макет проекта. Визуально, по его словам, все будет похоже на трехмерную модель проуна Эль Лисицкого.

Известно, что в здании запланированы галереи для показа искусства классического толка и экспериментального, а на нижнем уровне появится необычное общественное пространство со входом со стороны парка.

«Это формирует центр здания, и там вы себя чувствуете так, будто попали в особый город. Это будет место с бесплатным входом, открытое абсолютно для всех», — сказал архитектор.

Выше расположится образовательная зона, следом — галереи по схеме «модернизм — современное искусство — концептуальное искусство», поход по которым может завершиться на крыше здания с ресторанами и кафе.

Со своей стороны, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, руководитель проекта «Эрмитаж 20/21» Дмитрий Озерков рассказал, что сейчас макет постоянно курсирует между Нью-Йорком, Москвой и Санкт-Петербургом, поскольку центр Эрмитаж-Москва создается при активном участии трех сторон: архитектора, музея и девелопера.

По словам Озеркова, все российские и зарубежные эрмитажные центры, участники проекта «Большой Эрмитаж», концептуально разные. Московский будет связан с современным искусством и программой «Эрмитаж 20/21», которой музей занимается с 2007 года. Выставки в Петербурге и Москве, за редким исключением, будут дублироваться. «Акцент будет сделан на том, чтобы привезти в Москву то, что никогда здесь не показывалось», — отметил он.

Также планируются к показу произведения из бывшего спецхрана Эрмитажа, запасников: в музее из 3 млн экспонатов демонстрируется примерно десятая часть. Кроме того, в центре будут проходить крупные международные фестивали вроде Европейской биеннале современного искусства Manifesta, которую в прошлом году принял Эрмитаж.

В некотором смысле сенсацией обещает стать выставка, которой пока что планируется открыть центр Эрмитаж-Москва. На нее собираются привезти эрмитажную часть работ импрессионистов и постимпрессионистов из коллекций меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова, поделенных в 1940-е годы между Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина после расформирования Государственного музея нового западного искусства. О воссоединении разрозненных собраний мечтала президент ГМИИ Ирина Антонова и даже просила об этом президента РФ Владимира Путина. В итоге решили, что собрать их вновь возможно только на базе виртуального музея, который вот-вот запустят в Сети.

«Один из вариантов открытия этого здания — привезти в Москву некоторые работы из собраний Щукина и Морозова, которые таким образом на время могут вернуться в Москву», — рассказал Озерков.

Также в Эрмитаже пообещали показывать в Москве искусство, которое не подходит для Петербурга, города более пуританского, по словам Озеркова.

«Какие-то вещи, которые мы не можем показать у себя, мы будем показывать в Москве. Это касается каких-то произведений, связанных с эротикой, нормами поведения. Мы не боимся нападок на эти вещи, потому что у нас был опыт общения с любителями искусства, когда на выставке братьев Чепмен были непонятные истории негативной реакции. Главное — диалог в искусстве, который составляет культуру и ее поддерживает», — отметил он.

Помимо традиционной музейной инфраструктуры и фондохранилища, в центре будет также таможенная зона, которая облегчит работу с привозными выставками.

Центр Эрмитаж-Москва станет доминантой обширной культурной составляющей комплекса «ЗИЛАРТ», где, помимо жилья и офисов, построят несколько театров и концертный зал. Бюджет строительства и точные сроки его открытия пока что не называются. Известно, что это произойдет до 2022 года, когда будет построен весь комплекс.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+