18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Два художника, две легенды, две жизни в богемном Париже

Интерес к Парижской школе у ГМИИ им. А.С.Пушкина давний. В 2011 году прошла масштабная выставка, познакомившая отечественного зрителя с самим феноменом Парижской школы. Выставка же работ Жюля Паскина (1885–1930) и Леонара Фужиты (1886–1968) не только продолжает тему, но и открывает новый цикл, посвященный мастерам этого заметного явления в искусстве между двумя мировыми войнами ХХ века. На выставке более 40 работ каждого мастера, причем многие из них посетители вряд ли смогут увидеть где-либо еще: музею их предоставили частные европейские собрания, доступ к которым обеспечила сокуратор московского проекта Сильви Бюиссон.

Почему Фужита и Паскин, художники со столь разными судьбами? Первый — потомок японских самураев, с ходу завоевавший Париж (куда приехал в 1913 году) своими изящными работами с изображением женщин и обожаемых им кошек. Паскин — портретист (тоже изображал женщин), виртуоз акварели и пастельных тонов, к успеху относился легко и карьеры в искусстве не строил, а перенапряжение из-за кабального контракта с галереей привело его к самоубийству. К тому же Паскин и Фужита никогда не были друзьями, хотя вращались в одних и тех же кругах. Тем не менее их имена часто упоминают рядом, может, из-за схожести тем.

На экспозицию два входа: зайдя с одного, попадаешь к работам Паскина, с другого — Фужиты. Так что можно проследить в любой последовательности творчество двух мастеров и после сравнить их.

Особый интерес на выставке представят ранние и поздние работы обоих художников, до этого в России не выставлявшиеся. В частности, малоизвестные крупноформатные панно Паскина (более 2 x 3 м), работавшего в основном в камерных формах. Одно из них представляет вид Туниса, куда он съездил трижды, а другое — библейскую сцену, тоже для него необычную. Будут и поздние работы Фужиты 1950–1960-х годов — периода, когда он принял католицизм, что отразилось на темах его произведений. Объединит же двух художников зал, где будут представлены произведения русских художников межвоенного двадцатилетия, испытавших на себе влияние Парижской школы: это «Группа 13» и ее самый яркий представитель Татьяна Маврина, в чьем творчестве находят сочетание импрессионизма, Парижской школы и русского народного искусства. «Если хотите, Маврина — это дальняя русская муза Парижской школы. Если бы Паскин и Фужита познакомились с ней лично, кто знает, к какому творческому взрыву это бы привело. Здесь мы такое столкновение провоцируем», — говорит Алексей Петухов, куратор выставки со стороны ГМИИ.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+