Два художника, две легенды, две жизни в богемном Париже

Жюль Паскин. «У стильного парикмахера», 1919
Жюль Паскин. «У стильного парикмахера», 1919

Интерес к Парижской школе у ГМИИ им. А.С.Пушкина давний. В 2011 году прошла масштабная выставка, познакомившая отечественного зрителя с самим феноменом Парижской школы. Выставка же работ Жюля Паскина (1885–1930) и Леонара Фужиты (1886–1968) не только продолжает тему, но и открывает новый цикл, посвященный мастерам этого заметного явления в искусстве между двумя мировыми войнами ХХ века. На выставке более 40 работ каждого мастера, причем многие из них посетители вряд ли смогут увидеть где-либо еще: музею их предоставили частные европейские собрания, доступ к которым обеспечила сокуратор московского проекта Сильви Бюиссон.

Почему Фужита и Паскин, художники со столь разными судьбами? Первый — потомок японских самураев, с ходу завоевавший Париж (куда приехал в 1913 году) своими изящными работами с изображением женщин и обожаемых им кошек. Паскин — портретист (тоже изображал женщин), виртуоз акварели и пастельных тонов, к успеху относился легко и карьеры в искусстве не строил, а перенапряжение из-за кабального контракта с галереей привело его к самоубийству. К тому же Паскин и Фужита никогда не были друзьями, хотя вращались в одних и тех же кругах. Тем не менее их имена часто упоминают рядом, может, из-за схожести тем.

На экспозицию два входа: зайдя с одного, попадаешь к работам Паскина, с другого — Фужиты. Так что можно проследить в любой последовательности творчество двух мастеров и после сравнить их.

Особый интерес на выставке представят ранние и поздние работы обоих художников, до этого в России не выставлявшиеся. В частности, малоизвестные крупноформатные панно Паскина (более 2 x 3 м), работавшего в основном в камерных формах. Одно из них представляет вид Туниса, куда он съездил трижды, а другое — библейскую сцену, тоже для него необычную. Будут и поздние работы Фужиты 1950–1960-х годов — периода, когда он принял католицизм, что отразилось на темах его произведений. Объединит же двух художников зал, где будут представлены произведения русских художников межвоенного двадцатилетия, испытавших на себе влияние Парижской школы: это «Группа 13» и ее самый яркий представитель Татьяна Маврина, в чьем творчестве находят сочетание импрессионизма, Парижской школы и русского народного искусства. «Если хотите, Маврина — это дальняя русская муза Парижской школы. Если бы Паскин и Фужита познакомились с ней лично, кто знает, к какому творческому взрыву это бы привело. Здесь мы такое столкновение провоцируем», — говорит Алексей Петухов, куратор выставки со стороны ГМИИ.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+