18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ярмарка эпохи великого переселения

В Вене открылась ярмарка современного искусства, известная ранее как Viennafair. Теперь у нее новое название — Viennacontemporary, новое место проведения — Marx Halle, новая географическая пропорция галерей. Фактически это новая ярмарка. Опознать ее можно по прежней команде во главе с председателем правления ярмарки Дмитрием Аксеновым (лауреатом премии нашей газеты 2013 года в номинации «Личный вклад»).

Справка

Дмитрий Аксенов: «Мы взяли на себя повышенные риски»

Почему вы поменяли название и место ярмарки?

Причина банальная: нам с нашим партнером Vienna Messe не удалось достичь договоренности о фиксированной дате проведения ярмарки. Каждый раз сроки менялись; нам было ясно, что нужен конец сентября, а они обеспечить эту дату не могли. И нам пришлось переехать. Мы нашли новое помещение, и в связи с этим возник вопрос бренда, потому что бренд Viennafair принадлежит акционерам Messe, а они не смогли нам его передать. Получилось, что мы взяли на себя повышенные риски: новое место, новое имя, но с прежней командой.

То есть теперь в Вене две ярмарки современного искусства. В чем отличие вашей ярмарки?

Давайте подождем, когда Viennafair откроется, и сравним. Мы желаем им удачи.

Есть у вас статистика развития ярмарки — цифры продаж, например?

Скажем так: тренд позитивный. Многие галереи, видя, как все развивается, решили принимать участие в ярмарке. В этот раз у нас 25 новых галерей.

Насчет активного участия наших соотечественников. Вы специально поддерживаете русские галереи? Может, даете какие-то льготы?

Во-первых, это наш фокус, Центральная и Восточная Европа. Естественно, мы же русские. Но у нас жесткий и профессиональный отбор — как бы мы ни хотели кого-то пригласить, художественная концепция на первом месте.

Потому что они российские? Нет, таких льгот нет. Но вот наш партнер Сбербанк поддерживает ряд галерей из Восточной Европы и России в этом году.

Расскажите о вашем новом фонде. Он называется Aksenov Family Foundation. Для вас принципиально, что это семейный фонд?

Да, супруга разделяет мой интерес к современному искусству. Дети, надеюсь, тоже будут им интересоваться. Но вообще была задача развести бизнес и филантропию. Так, фонд поддерживает на ярмарке некоммерческие проекты: это презентация программы «Большие надежды» московского Манежа и «МедиаАртЛаб», это презентация театра «Практика», это муниципальные «Выставочные залы Москвы» — проект ГРАУНД.

Почему театр «Практика»? Вы в него ходите?

Я в попечительском совете этого театра. Нам с семьей очень нравится, например, спектакль про святых Петра и Февронию, да и другие спектакли, куда можно прийти с детьми.

Год назад вы говорили, что собираетесь участвовать в Венецианской биеннале — в смысле, поддерживать проекты. А что сейчас? Вы изменили стратегию?

У нас более точечные и более долговременные планы. Сейчас в партнерстве с Полом Алезраа (глава компании Avesta Group, выступает консультантом музеев и культурных институций. — TANR) разрабатываем образовательную программу по взаимодействию бизнеса и культурных институций. Это будет серия воркшопов в Москве — о том, как заниматься фандрайзингом в наши тяжелые времена.

А ваша коллекция современного искусства? Не собираетесь показать?

Будет повод — покажем.

Ваша ярмарка делает фокус на разные страны. Сейчас это Болгария. А какая страна вам лично кажется наиболее интересной?

Все страны интересные. Нам важно, чтобы в стране была богатая художественная сцена и были заинтересованные в участии в ярмарке лица. Вот Румыния, которую мы приглашали в прошлом году, показала огромный потенциал. Кстати, знаете, сейчас была европейская олимпиада по математике, победили школьники из Румынии, Эстонии, России и Белоруссии.

Вы считаете, что влияние СССР на уровень культуры сохраняется до сих пор?

Мне кажется, перечисленный ряд стран говорит сам за себя.

Еще…

Ярмарка не просто поменяла название, а отпочковалась от Viennafair, которая продолжает существовать и пройдет на старом месте в выставочном комплексе Messe буквально через неделю. Как объяснил Дмитрий Аксенов в интервью TANR, главной причиной «развода» (впрочем, полюбовного) стало то, что акционеры Messe не могли заранее гарантировать точные сроки проведения ярмарки, они все время сдвигались, а на фоне жесткой конкуренции европейских ярмарок, когда нужно не совпасть с Frieze или FIAC, долгосрочное планирование имеет принципиальное значение.

В результате Viennacontemporary обосновалась в новом, очень красивом пространстве — в здании промышленной архитектуры конца XIX века с высокими стеклянными сводами — и стала просторнее. Еще и потому, что количество галерей сократилось с 130 в прошлом году до 99 (из 25 стран) в этом.

«У нас было слишком много галерей из Восточной Европы, — говорит арт-директор ярмарки Кристина Штейнбрехер-Пфандт. — Сейчас мы достигли пропорции, к которой всегда стремились: одна треть — местные австрийские галереи, одна треть — галереи из Восточной Европы и одна треть — остальной мир». Сокращение участников произошло и по эстетическим причинам: у ярмарки есть экспертный совет, состоящий в основном из видных австрийских галеристов, который забраковал некоторых прежних участников. Зато появились новые — целых 25. Из Парижа, Лондона, Кельна, Копенгагена, Варшавы и Москвы. Как, например, галерея Iragui. Или совсем молодая российская галерея triangle. Три стенки своего бокса галерея отдала трем художникам: Валерию Чтаку, Георгию Острецову и Людмиле Константиновой (самое дорогое тут — картина Острецова за €35 тыс.).

Viennacontemporary — одна из немногих зарубежных ярмарок, где наши соотечественники представлены если не полно, то достаточно репрезентативно. Заметный стенд у московской «Риджины» с известной фотосерией 1995 года «Если бы немцем был я» Бориса Михайлова и Сергея Браткова (за €95 тыс.). Как уверяет хозяин галереи Владимир Овчаренко, это чуть ли не единственный полностью сохранившийся набор из ограниченного тиража — пара десятков постановочных снимков, где сами авторы выступают в главных ролях. Красивый стенд у московской галереи «Триумф» с рельефами группы Recycle Group, Александра Бродского и картинами Таисии Коротковой, исповедующей старинные приемы живописи — темперой по левкасу (одна из таких картин оценена в €25 тыс.).

Такие цены на общем демократичном фоне ярмарки выглядят внушительно. Так как Viennacontemporary специализируется на молодых, современных или не слишком раскрученных художниках из не самых развитых в смысле арт-сцены стран, то «входной взнос» для того, чтобы стать коллекционером, тут совсем невысок. Например, симпатичные рисунки студентов Венского университета прикладных искусств (в этом году у него отдельный стенд) можно купить за пару сотен евро, а живопись на стенде венского галериста Ханса Кнолля, много работавшего и в России, начинается от €1 тыс.

Это вовсе не значит, что на ярмарке нет звезд. Тут можно встретить работы как австрийских классиков — Вали Экспорт и Германа Нитча, что естественно, — так и работы интернациональных звезд, что тоже естественно: и Марины Абрамович, и Энди Уорхола, и Денниса Оппенгейма, и Ванессы Бикрофт, — но часто это произведения той поры, когда они сами были начинающими (скажем, на фото 1975 года в не слишком ухоженной лохматой девице трудно узнать нынешнюю диву Марину Абрамович). Известный эффектнейшими видеоинсталляциями на городских фасадах Плесси поозорничал, украсив стенд венской галереи Mario Mauroner тремя гигантскими ржавыми унитазами, заставив публику каждый раз вздрагивать от звуков, как из уборной коммуналки (воду в толчках изображает мастерская видеопроекция).

Осмотр ярмарки напоминает приключение, в результате которого можно обнаружить много любопытного. Будь то работы учителя такого художника, как Аниш Капур, Пола Негу, в 1970 году сбежавшего из родного Бухареста в Лондон, на стенде румынской галереи с простым названием «Иван» или скромный сентиментальный стенд галереи Window из Тбилиси с работами грузинских художников эпохи перестройки, когда-то популярных и в Москве. У галереи нет своего пространства, признается галерист Ирена Попиашвили, по совместительству ректор Академии художеств, — есть только витрина в здании на проспекте Руставели, отсюда и название галереи. Сюрпризом выглядит и стена с карандашной раскадровкой эйзенштейновского «Броненосца „Потемкин“». Автор — осевший в Вене молодой болгарин Нестор Ковачев. «Я перемонтировал фильм Эйзенштейна, теперь у него хороший конец», — рассказывает он. Это киноведческое произведение стоит €35 тыс.

Подробнее знакомит с болгарской художественной сценой традиционный для ярмарки Focus, на этот раз посвященный Болгарии. «Мы поставили художникам задачу сделать работы, которые можно повесить на стену, а это, вы знаете, нелегко», — рассказывает Яра Бубнова, выступившая вместе с Веселой Ножаровой при поддержке разных частных фондов куратором проекта, представляющего около двух десятков художников. Но станковые работы затмил отдельно стоящий объект — бар «Болгария» Недко Солакова. Это настоящий бар, активно использовавшийся во время вернисажа, чья стойка повторяет очертаниями силуэт Болгарии на карте. «Очень символическая вещь: на перекрестке культур Болгария играет роль понимающего бармена, который выслушивает чужие истории», — иронизирует Яра Бубнова.

Узнать новые имена помогают и два специальных раздела ярмарки: Reflections, то есть «отражения», — кураторские выставки (в этом разделе, например, участвует берлинец Фолькер Диль с неожиданной ретроспективой киевского минимализма или такой коммерческий тяжеловес, как галерея Thaddaeus Ropac, работающая с международными звездами первого ряда и в этот раз сделавшая выбор в пользу Имрана Куреши с его картинами (€95 тыс.), как будто писанными кровью), и Zona1, где 12 галерей показывают мини-персоналки молодых. Именно в этой зоне быстрее всего появились в день открытия красные кружочки «продано».

Ярмарка особенно гордится своей ВИП-программой для коллекционеров, включающей экскурсии по музеям и визиты в частные коллекции. Так, в этом году на многих произвело впечатление посещение закрытого для публики Rasumofsky Palais, дворца графа Разумовского эпохи Венского конгресса. Нынешний хозяин этого дворца коллекционер Антонис Стахель ошарашил гостей выставкой огромных фотопортретов беженцев из Сенегала, расположенной в наипараднейших залах. «Мы должны думать о тех, кто сегодня бедствует, кому нужна помощь», — сказал он. Гости-коллекционеры согласно закивали. И стало понятно, что искусство из не слишком благополучных уголков мира сможет найти в Вене покровителей, как уже нашли их сенегальские беженцы в коллекции дворца, старушки из российских деревень и мальчики-сироты из наших детских домов (с фотографий Анастасии Хорошиловой).

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+