Ваш музей открылся в Москве, в бывших палатах Зиновьевых — Юсуповых XVII века, осенью 2015 года. Какой путь он прошел с тех пор?
Это путь стремительной эволюции подхода к экспонированию нумизматики. За десять лет мы прошли путь от мюнцкабинета XVIII века до современного музея и, безусловно, гордимся этим.
Десять лет назад, когда открывался Музей Международного нумизматического клуба, в его основу легло желание учредителя, Вагита Алекперова, сделать частную коллекцию доступной для обозрения. Тогда была представлена выставка (она называлась «Аверс и реверс истории»), которая в «телеграфном» стиле показывала все основные разделы коллекции и служила интродукцией, вступлением, к нашей большой выставочной и научной программе в будущем.
Старший эксперт Музея Международного нумизматического клуба
Родился в 1983 году в Москве, в семье художника.
Искусствовед. Окончил МГХПУ им. С.Г.Строганова по специальности «История и теория декоративного искусства и дизайна».
Работал в сфере антикварно-аукционного бизнеса как эксперт-нумизмат.
Более десяти лет работает экспертом в Музее МНК.
Ключевой раздел нашей коллекции — это, конечно, энциклопедическое собрание русских монет — от Древней Руси до современности, и в первую очередь монет Российской империи. Следующее по значимости — собрание золотых монет Римской империи, около 1 тыс. ауреев — от самых первых монет, которые были отчеканены в Древнем Риме, связанных с событиями Второй Пунической войны, до монет последнего императора Ромула Августула, которым и завершилась политическая история Древнего Рима. Также в коллекции представлены монеты Древней Греции. Здесь важно отметить электровые (то есть сделанные из сплава золота и серебра. — TANR) монеты Кизика и первые выпуски монет Ионии, которые являются древнейшими нумизматическими памятниками. Помимо этого, конечно, монеты Византии, которые недавно были осмыслены как произведения искусства и иконографические образы на выставке «Византийская симфония». Также монеты исламского мира. Монеты советского периода.
Коллекция пополнилась за эти годы?
Коллекция значительно выросла. Она живая, постоянно пополняется. Отдельные ее части развиваются год от года. Например, раздел восточной нумизматики был в зачаточном состоянии, чего не скажешь сейчас. Или монеты Боспора. Они тоже появились в коллекции лишь в последние десять лет, а теперь мы посвящаем им выставку «Боги. Цари. Варвары. Монеты Боспорского царства» (открылась 12 ноября).
Эта выставка рассказывает о регионе бассейна Черного и Азовского морей и древнем царстве, которое интересно нам не только тем, что находилось в пределах границ России, но и тем, что оно являло собой культурное и политическое единение мира Великой степи и античной Греции. Мы покажем уникальные монеты из коллекции музея. В первую очередь это редчайшие статеры города Пантикапей и другие крупные золотые монеты, отчеканенные там, в античной Керчи. Ни в одной коллекции мира не зафиксировано аналогичных. Например, такова гекта из Пантикапея с изображением сатира и богини Артемиды.
Эрмитаж выдал нам для экспонирования самую знаменитую и дорогую монету Античности: это статер из Пантикапея с изображением сатира в три четверти. Также будет представлен статер архонта Гигиэнонта, известный в единственном экземпляре, который хранится в Историческом музее. Поэтому выставка будет энциклопедическим и уникальным событием, парадом редкостей русской антики.
Трудно показывать монеты, деньги?
Мы в музее категорически не можем воспринимать наш объект как деньги. Знаете, как у дадаистов. Как только монета оказывается в музее, она перестает быть деньгами, а становится объектом истории и искусства. Сверхидея этого музея и вообще проекта — в том, чтобы представить нумизматику как часть мировой культуры, часть искусства, мировой истории, как исторический источник. Большинство наших выставок делается с привлечением вещей из крупнейших государственных собраний, для того чтобы нумизматика существовала в контексте эпохи, в контексте того искусства, которому она была современна.
По тому же пути мы идем и в нашей издательской программе. Каждый каталог выставки — это прежде всего монография, которая рассказывает не только о монетах, но и об истории искусства через монеты. Тем самым достигается задача единения нумизматики и культуры в целом.
Как вы работаете над дизайном выставок?
Десять лет назад мы начинали работу по оформлению выставок с агентствами полного цикла, которые ориентированы на корпоративные музеи. Сейчас мы работаем с лучшими музейными дизайнерами на рынке. И это тоже часть вклада в успех. Каждая выставка, несмотря на то что площади у нас небольшие, делается как полноценный художественный проект. Например, «Византийскую симфонию» делали архитектор Юлия Наполова и ее бюро PS Culture, а «Монеты Боспорского царства» дизайнер Петр Бирюков, известный выставкой «Сны Сибири».
Каждая выставка — это обновленный, свежий, не успевший развеяться опыт и понимание того, как сделать лучше. И эта динамика, близкая бизнесу и стилю работы нашего учредителя, заставляет эволюционировать в разы быстрее, чем если бы мы существовали вокруг единожды созданной, пусть даже корифеями экспозиционной работы, постоянной экспозиции.
Мы много внимания уделяем мультимедиа и интерактивной составляющей, работаем над тем, чтобы сделать микроскопическое изображение на монете достаточно легким для восприятия, и, конечно, понимаем, что это требует каких-то современных технологических решений.
Коллекция такая многообразная, и в каждом разделе есть шедевры. Как формируется выставочный план?
Подход к выставочному концепту во многом определен составом коллекции, которая насчитывает уже более 5 тыс. редчайших, преимущественно золотых, наивысшей степени сохранности, чрезвычайно ценных монет. И в данном случае основные темы нам заданы изначально.
За эти десять лет мы успели показать полностью те разделы, которые есть в коллекции. Дальше надеемся вступить в период синтеза и анализа и уже в значительной мере комбинировать подходы и эпохи.
Первой такой выставкой стала открытая сейчас «Тайные знаки и символы на монетах», где в каждой витрине собраны предметы с необъяснимыми или очевидными лишь для специалистов, но не для обычных посетителей тайнами и загадками разных эпох.
За это время изменилась ли публика, стала ли более заинтересованной?
Публика изменилась, и радикально. Количество посетителей выросло на порядок. И главное достижение — то, что большая часть наших посетителей сейчас — это дети, в первую очередь школьники.
Стало ли больше нумизматов в России, я не знаю, но осведомленность и интерес общества растут. Конечно, это не только наша заслуга, но мы сильно вкладывались своим трудом и вниманием к подготовке нумизматов-профессионалов. Совместно с Высшей школой экономики были запущены специальный курс и серия семинаров, а также нумизматическая практика. Новость текущего, юбилейного, года и, пожалуй, наиболее значимый результат нашей работы — первый учебник по нумизматике. Первый не только в России, но и в мире.
Когда произносишь такое, хочется оговориться: мы понимаем, что в учебной практике многих университетов нумизматика присутствует как дисциплина. Но раньше, чтобы учиться нумизматике, нужно было познакомиться со знающими людьми, прочитать десятка полтора монографий, чтобы получить первое представление. Причем оно будет, скорее всего, европоцентричным. Мы же постарались быть более объективными и ввели разделы исламской нумизматики, которая охватывает буквально полмира, и нумизматики Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония). Учебник уже напечатан. Он будет рассылаться по российским университетам и библиотекам, его можно будет купить в музее.
Какие еще планы у музея?
Грандиозные. Я думаю, что мы сейчас только вышли на рабочую скорость. Мало в каком музее ты без перерыва имеешь возможность работать над реализацией самых смелых, самых удивительных идей. И речь не о каких-то финансовых возможностях — их у нас не больше, чем у других музеев. А прежде всего речь о готовности к новому, к развитию, к стремлению что-то изобрести, быть максимально эффективными.
Однажды меня спросили, боюсь ли я того, что монеты выйдут из обращения, и станет ли это концом нумизматики, как случилось с филателией, которая испытала тяжелый кризис после того, как марки заменили штрих-кодами. И если раньше я испытывал беспокойство на этот счет, то сейчас смотрю в будущее с уверенностью в том, что нумизматика сохранит для человечества один из важнейших полюсов культуры. Даже если монеты выйдут из обращения, из культуры коллекционирования они никогда не исчезнут.