Само пятиэтажное здание музейно-выставочного центра «Коллекция» в квартале ЗИЛАРТ не новость: его показывали журналистам около года назад. Но на тех, кто тут впервые, оно производит впечатление: нервюры, то есть перемычки, застекленного атриума 30-метровой высоты сделаны из меди; ею же облицованы все внутренние пространства, за исключением оставленных в бетоне выставочных залов, что создает интересный эффект архитектурного «костра». Об идеологии выбранного материала рассказал автор здания — архитектор Сергей Чобан (проект выполнен вместе с его бюро СПИЧ).
Но первому на пресс-конференции слово дали художественному руководителю новой институции — знаменитому искусствоведу, бессменному главе отдела новейших течений Государственного Русского музея Александру Боровскому. (Удивительно, как ему удалось уговорить Аллу Манилову, директора Русского музея, разрешить поработать в Москве.)
«Я никогда не думал, что смогу пройтись по улице братьев Весниных» — так Александр Боровский начал свою речь. (Улицы в новом квартале названы именами звезд русского авангарда, адрес музея — бульвар Братьев Весниных, 4.) Посетовал, что пергола ландшафтного архитектора Джерри ван Эйка в соседнем парке «Тюфелева роща» недостаточно оценена публикой. И конечно, отдал дань основателям музея — Андрею и Елизавете Молчановым с их «особым, личным интересом к архитектуре» и свободой, которую они предоставили кураторам. По мнению Боровского, «у музея есть тяготение к пространственному направлению, тут напрашиваются инсталляции, есть широкое дыхание для искусства».
Худрук анонсировал «уникальный мини-музей африканского искусства» (выставка «Искусство Африки: боги, предки, жизнь») и рассказал, что для него нашли эксперта, который говорит на суахили. Вспомнил о том, что еще у поэта Тредиаковского в XVIII веке было стихотворение «Нас близко теперь держит при себе Африка», что первая в России книга об африканском искусстве была написана в 1914 году, что «русское искусство бредит Африкой». Выставка будет включать в себя более 1 тыс. предметов традиционного искусства народов Тропической Африки. В ее основу легла купленная для музея коллекция петербургских художников Михаила и Леонида Звягиных. Частично она была собрана в Америке, куда эмигрировал Михаил и где в 1980-х годах на аукционах он покупал африканское искусство.
Вторая выставка — «Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве» — покажет работы ленинградских мастеров, начиная с Михаила Аникушина и заканчивая Даниилом Каминкером. Будут показаны и «выдающиеся», по мнению Боровского, инсталляции Аллы Урбан. Третий хит — это новая инсталляция Гриши Брускина Dies Illa, созданная специально для музея по инициативе Андрея Молчанова и, по словам Боровского, «итожащая поиски художника — эффекты теневого театра, театра марионеток, аудиоэффекты».
Музей принципиально работает с уже завоевавшими признание архитекторами выставок. Африку делает Евгений Асс, скульптуру — Юрий Аввакумов, а выставку Брускина — их молодой коллега Игорь Чиркин.
Сергей Чобан за последние годы стал лидером в российском музейном строительстве. На его счету Пакгаузы в Нижнем Новгороде, московские Центр «Зотов», фасад нового здания Третьяковки в Кадашах — и вот теперь музей «Коллекция». Он объяснил журналистам свою концепцию. Во-первых, главная идея — это портал, или лоджия, «где вы еще не внутри, но уже и не снаружи». В самом деле, через огромные стекла-витрины можно наблюдать жизнь на улице. «Мне хотелось сделать музей, который хотя бы на нанометр приблизится к Галерее Уффици, моему любимому музею, где ты всегда знаешь, где находишься, и можешь выбирать, чтобы не двигаться по всей череде залов».
Вторая важная идея — это то, что в современной архитектуре отсутствие ордера, декора и мелких деталей компенсирует материал. Именно поэтому была выбрана так называемая неостановленная медь, то есть покрывающаяся патиной, пятнами, на ней остаются отпечатки рук, если прикоснуться. Эта живая реакция на взаимодействие с людьми, по мнению архитектора, преимущество материала: «медь стареет интересно и благородно». К тому же все это связано с идеей спонтанных граффити, уличного искусства, которое дает «шанс для здания не дряхлеть». Поэтому Сергей Чобан пригласил для оформления эскалаторов и лифтов стрит-артистов. Это Максим Има, Алексей Лука, Андрей Бергер и Дмитрий Аске, которого архитектор назвал «наибольшей дивой из четырех».
Директор нового музея Ирина Толпина, отказавшись назвать сумму, в которую обошелся проект (ответ был «это больше, чем планировалось»), акцентировала внимание на просветительских и образовательных программах: предстоят лекции Кирилла Светлякова — курс «История искусства как самопознание», а также концерты и перформансы в атриуме по пятницам, архитектурные прогулки. С особой гордостью она показала детскую зону с горками и барочным порталом с ананасом вверху, кирпичики из которого можно вынимать и строить что-то свое. Все сделано из специального пластика. К горке примыкают два кабинета с задергивающимися шторками, похожие на исповедальни, — это для кормящих матерей. По уверению Ирины Толпиной, они первые, кто внедрил этот новый жанр в музейную практику.
«Коллекция» — это собрание смыслов, людей и историй, живой организм, который развивается вместе со зрителем. Ключевая художественная стратегия музея основана на отказе от фиксированных форматов, а одна из отличительных особенностей — отсутствие постоянной экспозиции и заданного канона: каждое новое сочетание произведений рождает собственный контекст и новые смыслы. Мы мыслим музей как «собрание собраний», где важно не только само произведение искусства, но и его соседство, диалог с другими работами, с пространством и со временем. Так рождаются истории — об искусстве, о личности собирателя, о культуре, в которой мы живем. Для нас важно, чтобы каждый посетитель уносил отсюда не просто воспоминания о выставке, а собственную коллекцию впечатлений и открытий.
Музейный магазин переформулирован в магазин-музей. Вместо типичных сувениров тут будут коллаборации с художниками, дизайнерами, брендами одежды. Как сказала Мария Шашкова, директор по развитию, держа в руках мягкую игрушку художницы Ксении Ласточки, «у нас не выход через сувенирную лавку, как в фильме о Бэнкси, у нас — вход через нее».
Журналистов провели и по служебным помещениям. Интересно, что офис на верхнем этаже в футуристическом стиле в духе 1950-х оформило российское бюро .dpt.
И это еще не всё. На улице рядом со зданием музея установлен резной «готический» самосвал — скульптура знаменитого бельгийца Вима Дельвуа, а по соседству заканчивают реставрацию оставшегося в наследство от ЗИЛа немецкого пресса Erfurt, на котором штамповали кузова машин. Он выглядит как настоящий арт-объект.
В залах уже начался монтаж выставок. Хотя музей открывается 2 декабря, билеты начнут продавать с 10 ноября.