Оглядываясь назад, обнаруживаешь, что 2022 год издательство «Арт Волхонка» мудро отметило стартом книжной серии под названием «Реальность мистического, или Apocalypsis cum Figuris». В этом цикле иллюстрированных Апокалипсисов первым, разумеется, вышел Альбрехт Дюрер, а вторым — менее известный гравер Жан Дюве, также создавший обширный набор иллюстраций к Откровению Иоанна Богослова, самой пугающей и визионерской книге Библии. Теперь же настало время русского автора, тем более что его работа как раз отмечает своеобразный юбилей — 333-летие (то есть половинку от 666).
Все альбомы серии отличаются прекрасной полиграфией, что важно, когда речь идет о репродуцировании шедевров гравюры. С выходом третьей книги серия обретает более четкие очертания: «Апокалипсис» русского мастера встраивается в линию эволюции иконографии, начатую гением немецкого Ренессанса и продолженную представителем французского маньеризма. Разглядывать сходства и различия чрезвычайно увлекательно, чему дополнительно способствует приведенная в приложении таблица, где листы резчика Василия Кореня и знаменщика (автора исходных рисунков) Григория сравниваются с аналогами из голландской Библии Пискатора первой половины XVII века, откуда наш автор многое почерпнул визуально (как, к слову, и ярославские стенописцы).
Но «Апокалипсис» Кореня великолепен и в отрыве от этой издательской серии, а может и, наоборот, стать «точкой входа» в нее. Начнем с того, что по загадочным причинам сохранившаяся в единственном экземпляре Библия 1690-х годов, частью которой он является, — это одна из самых знаменитых русских иллюстрированных книг XVII века.
Может возникнуть вопрос, насколько правомерно было изъять одну часть оригинального издания и печатать ее отдельно. Вполне: Библия Кореня состоит всего из двух частей — Книги Бытия в 20 листах и Апокалипсиса в 16-ти. Листы по размеру разные.
Изначально, как и в случае с Дюрером, это были отдельные листы — «постеры». Под единую обложку они были переплетены их первым достоверным владельцем — сенатором Федором Андреевичем Толстым в начале XIX века. Исследователи даже не знают, задумывались ли Книга Бытия и Апокалипсис Коренем как единый цикл или как два отдельных. Наконец, разъятия цикла и вовсе не произошло: листы из Книги Бытия напечатаны здесь же, в приложении, только в уменьшенном формате.
Библиофилы вспомнят, что в 1983 году издательство «Искусство» напечатало объемный двухтомник Антонины Сакович, посвященный Кореню. Первая его часть содержала факсимиле, вторая — научное исследование. В таком случае зачем нужно сегодняшнее факсимиле, кроме как продолжить серию? Что ж, прошло 40 лет, изменилось многое: и наука, и полиграфия. Труд Сакович — внушительная научная монография большого веса, а тут перед нами чтение более комфортное и просветительское. Небольшой фрагмент текста Сакович с базовыми сведениями, впрочем, включен в новое издание, но гораздо важнее, что специально написаны новые статьи современными учеными: специалистом по истории европейской книги Ириной Хмелевских и искусствоведом Василием Успенским, ставшим автором краткого очерка русской апокалиптической иконографии, включая Серебряный век и авангард.
Статьи эти, в том числе введение от «локомотива» серии Андрея Россомахина, небольшие, но крайне увлекательные. Они, как закуска, только дразнят, заставляя мечтать о более фундаментальном новейшем исследовании творчества Кореня. Да и всей русской иконографии Апокалипсиса. Любопытно, какой будет следующая книга в серии, ведь гравированные циклы, кажется, уже кончились. Возможно, что-нибудь из европейских средневековых иллюминированных рукописей или же из наших старообрядческих книг?.