18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Первый русский конец света, версия Василия Кореня

Страница из «Апокалипсиса» Василия Кореня. 1690-е.  Фото: Арт Волхонка
Страница из «Апокалипсиса» Василия Кореня. 1690-е.
Фото: Арт Волхонка
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован

Оглядываясь назад, обнаруживаешь, что 2022 год издательство «Арт Волхонка» мудро отметило стартом книжной серии под названием «Реальность мистического, или Apocalypsis cum Figuris». В этом цикле иллюстрированных Апокалипсисов первым, разумеется, вышел Альбрехт Дюрер, а вторым — менее известный гравер Жан Дюве, также создавший обширный набор иллюстраций к Откровению Иоанна Богослова, самой пугающей и визионерской книге Библии. Теперь же настало время русского автора, тем более что его работа как раз отмечает своеобразный юбилей — 333-летие (то есть половинку от 666).

«Апокалипсис» Василия Кореня: 333-летие первого русского визуального Апокалипсиса / Сост. и науч. ред. А. А. Россомахин. М.: Арт Волхонка, 2025. 168 с., ил.
«Апокалипсис» Василия Кореня: 333-летие первого русского визуального Апокалипсиса / Сост. и науч. ред. А. А. Россомахин. М.: Арт Волхонка, 2025. 168 с., ил.

Все альбомы серии отличаются прекрасной полиграфией, что важно, когда речь идет о репродуцировании шедевров гравюры. С выходом третьей книги серия обретает более четкие очертания: «Апокалипсис» русского мастера встраивается в линию эволюции иконографии, начатую гением немецкого Ренессанса и продолженную представителем французского маньеризма. Разглядывать сходства и различия чрезвычайно увлекательно, чему дополнительно способствует приведенная в приложении таблица, где листы резчика Василия Кореня и знаменщика (автора исходных рисунков) Григория сравниваются с аналогами из голландской Библии Пискатора первой половины XVII века, откуда наш автор многое почерпнул визуально (как, к слову, и ярославские стенописцы).

Но «Апокалипсис» Кореня великолепен и в отрыве от этой издательской серии, а может и, наоборот, стать «точкой входа» в нее. Начнем с того, что по загадочным причинам сохранившаяся в единственном экземпляре Библия 1690-х годов, частью которой он является, — это одна из самых знаменитых русских иллюстрированных книг XVII века.

Страница из «Апокалипсиса» Василия Кореня. 1690-е.  Фото: Арт Волхонка
Страница из «Апокалипсиса» Василия Кореня. 1690-е.
Фото: Арт Волхонка

Может возникнуть вопрос, насколько правомерно было изъять одну часть оригинального издания и печатать ее отдельно. Вполне: Библия Кореня состоит всего из двух частей — Книги Бытия в 20 листах и Апокалипсиса в 16-ти. Листы по размеру разные.

Изначально, как и в случае с Дюрером, это были отдельные листы — «постеры». Под единую обложку они были переплетены их первым достоверным владельцем — сенатором Федором Андреевичем Толстым в начале XIX века. Исследователи даже не знают, задумывались ли Книга Бытия и Апокалипсис Коренем как единый цикл или как два отдельных. Наконец, разъятия цикла и вовсе не произошло: листы из Книги Бытия напечатаны здесь же, в приложении, только в уменьшенном формате.

Страница из «Апокалипсиса» Василия Кореня. 1690-е.  Фото: Арт Волхонка
Страница из «Апокалипсиса» Василия Кореня. 1690-е.
Фото: Арт Волхонка

Библиофилы вспомнят, что в 1983 году издательство «Искусство» напечатало объемный двухтомник Антонины Сакович, посвященный Кореню. Первая его часть содержала факсимиле, вторая — научное исследование. В таком случае зачем нужно сегодняшнее факсимиле, кроме как продолжить серию? Что ж, прошло 40 лет, изменилось многое: и наука, и полиграфия. Труд Сакович — внушительная научная монография большого веса, а тут перед нами чтение более комфортное и просветительское. Небольшой фрагмент текста Сакович с базовыми сведениями, впрочем, включен в новое издание, но гораздо важнее, что специально написаны новые статьи современными учеными: специалистом по истории европейской книги Ириной Хмелевских и искусствоведом Василием Успенским, ставшим автором краткого очерка русской апокалиптической иконографии, включая Серебряный век и авангард.

Страница из «Апокалипсиса» Василия Кореня. 1690-е.  Фото: Арт Волхонка
Страница из «Апокалипсиса» Василия Кореня. 1690-е.
Фото: Арт Волхонка

Статьи эти, в том числе введение от «локомотива» серии Андрея Россомахина, небольшие, но крайне увлекательные. Они, как закуска, только дразнят, заставляя мечтать о более фундаментальном новейшем исследовании творчества Кореня. Да и всей русской иконографии Апокалипсиса. Любопытно, какой будет следующая книга в серии, ведь гравированные циклы, кажется, уже кончились. Возможно, что-нибудь из европейских средневековых иллюминированных рукописей или же из наших старообрядческих книг?.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+