18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Павловский собор в Гатчине после всех ремонтов наконец восстанавливается

Павловский собор в Гатчине сейчас обладает статусом объекта культурного наследия РФ федерального значения. Фото: Екатерина Борисова /Wikimedia
Павловский собор в Гатчине сейчас обладает статусом объекта культурного наследия РФ федерального значения.
Фото: Екатерина Борисова /Wikimedia
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Реставрацию монументальной живописи в многострадальном храме планируют завершить к концу года. Это в основном авторские произведения, выполненные известными художниками XIX века, но в значительной мере утратившие свой первоначальный вид

Одна из трех городских высотных доминант Гатчины на середину XIX века, Павловский собор сейчас обладает статусом объекта культурного наследия народов РФ федерального значения. Первая за всю его историю комплексная научная реставрация позволит раскрыть подлинную живопись и связанные с ней элементы оформления храма.

Реставрация собора началась в 2020 году, сейчас основная часть работ по фасадам и интерьерам завершена. Как сообщил Олег Степанов, глава Дирекции по сохранению объектов культурного наследия Ленинградской области, заказчика работ, контракт на живописные работы в интерьерах был заключен с реставрационной организацией «Возрождение» осенью 2024 года. «Живопись представлена несколькими основными блоками. Это трехчастные медальоны, большой образ Спасителя и пророков в алтаре, апостольский ряд, евангелисты на парусах», — рассказал нашему изданию Олег Степанов. Общая площадь живописной поверхности составляет почти 325 кв. м, на сегодня восстановлено примерно 90 кв. м. На эти работы выделено около 180 млн руб.

Реставрация собора началась в 2020 году, сейчас основная часть работ по фасадам и интерьерам завершена. Фото: Екатерина Борисова /Wikimedia
Реставрация собора началась в 2020 году, сейчас основная часть работ по фасадам и интерьерам завершена.
Фото: Екатерина Борисова /Wikimedia

Проект Павловского собора в Гатчине (архитектор Роман Кузьмин) был одобрен Николаем I весной 1846 года. Осенью состоялась закладка храма, а в середине 1852 года он был освящен. Службы продолжались до 1938 года, когда священников арестовали, церковь закрыли, имущество конфисковали. Кипарисовый иконостас разломали на дрова, но его спасли и позже передали в храм. В 1939 году в соборе решили устроить кинотеатр — живопись на стенах закрасили масляной краской, нижние части колонн в центре вырубили для расширения пространства. Но началась Великая Отечественная война, Гатчина оказалась в оккупации. Оккупационные власти снова открыли собор, и с тех пор он остается действующим храмом.

Живописные работы в Павловском соборе выполняли известные художники. Фигуры пророков принадлежат кисти академика живописи Федора Завьялова, который за эту работу был пожалован орденом Святой Анны 3-й степени. Работали здесь и академики Федор Бруни, Андрей Зеленский, Василий Серебряков, Михаил Скотти, Петр Шамшин. Всего было написано 57 икон на золотых фонах.

Много времени заняли исследования росписи, изучение авторской техники и последующая расчистка исторических слоев от записей.  Фото: Наталья Шкуренок
Много времени заняли исследования росписи, изучение авторской техники и последующая расчистка исторических слоев от записей.
Фото: Наталья Шкуренок

Собор четыре раза ремонтировали до революции, роспись стен меняли. И четырежды — после: первый раз сразу по окончании Великой Отечественной войны и трижды с 1970-х по 1990-е годы. В 1970-е реставраторы обследовали стены и своды, но краску до авторской живописи расчищать не стали, сделали поверх исторического рисунка поновления в силу своего понимания иконописных канонов. Именно тогда у ветхозаветных пророков появились золотые нимбы христианских святых.

«Похоже, что советским реставраторам не ставили задачу вернуть авторскую живопись, поэтому поновлений было много, что подтвердили результаты расчисток, — считает Роман Хейнонин, осуществляющий надзор за ходом реставрации собора. — Но это, как мы сейчас понимаем, и спасло авторскую живопись, которая хорошо сохранилась на больших площадях».

Специалисты установили, что все надписи, включенные в сюжеты, сделаны от руки, а не по трафарету. Фото: Наталья Шкуренок
Специалисты установили, что все надписи, включенные в сюжеты, сделаны от руки, а не по трафарету.
Фото: Наталья Шкуренок

Много времени заняли исследования росписи, изучение авторской техники и последующая расчистка исторических слоев от записей. Выяснилось, что краски подлинные и авторская живопись цела. Специалисты установили также, что все надписи, включенные в сюжеты, сделаны от руки, а не по трафарету.

Живописные медальоны уже почти готовы к покрытию лаком. До конца декабря предстоит завершить большинство живописных работ, оставив на следующий год возвращение витражей, работы по иконостасу и деталям интерьера. Финал реставрации ожидается в конце 2026 года.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+