18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Павловский собор в Гатчине после всех ремонтов наконец восстанавливается

Павловский собор в Гатчине сейчас обладает статусом объекта культурного наследия РФ федерального значения. Фото: Екатерина Борисова /Wikimedia
Павловский собор в Гатчине сейчас обладает статусом объекта культурного наследия РФ федерального значения.
Фото: Екатерина Борисова /Wikimedia
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Реставрацию монументальной живописи в многострадальном храме планируют завершить к концу года. Это в основном авторские произведения, выполненные известными художниками XIX века, но в значительной мере утратившие свой первоначальный вид

Одна из трех городских высотных доминант Гатчины на середину XIX века, Павловский собор сейчас обладает статусом объекта культурного наследия народов РФ федерального значения. Первая за всю его историю комплексная научная реставрация позволит раскрыть подлинную живопись и связанные с ней элементы оформления храма.

Реставрация собора началась в 2020 году, сейчас основная часть работ по фасадам и интерьерам завершена. Как сообщил Олег Степанов, глава Дирекции по сохранению объектов культурного наследия Ленинградской области, заказчика работ, контракт на живописные работы в интерьерах был заключен с реставрационной организацией «Возрождение» осенью 2024 года. «Живопись представлена несколькими основными блоками. Это трехчастные медальоны, большой образ Спасителя и пророков в алтаре, апостольский ряд, евангелисты на парусах», — рассказал нашему изданию Олег Степанов. Общая площадь живописной поверхности составляет почти 325 кв. м, на сегодня восстановлено примерно 90 кв. м. На эти работы выделено около 180 млн руб.

Реставрация собора началась в 2020 году, сейчас основная часть работ по фасадам и интерьерам завершена. Фото: Екатерина Борисова /Wikimedia
Реставрация собора началась в 2020 году, сейчас основная часть работ по фасадам и интерьерам завершена.
Фото: Екатерина Борисова /Wikimedia

Проект Павловского собора в Гатчине (архитектор Роман Кузьмин) был одобрен Николаем I весной 1846 года. Осенью состоялась закладка храма, а в середине 1852 года он был освящен. Службы продолжались до 1938 года, когда священников арестовали, церковь закрыли, имущество конфисковали. Кипарисовый иконостас разломали на дрова, но его спасли и позже передали в храм. В 1939 году в соборе решили устроить кинотеатр — живопись на стенах закрасили масляной краской, нижние части колонн в центре вырубили для расширения пространства. Но началась Великая Отечественная война, Гатчина оказалась в оккупации. Оккупационные власти снова открыли собор, и с тех пор он остается действующим храмом.

Живописные работы в Павловском соборе выполняли известные художники. Фигуры пророков принадлежат кисти академика живописи Федора Завьялова, который за эту работу был пожалован орденом Святой Анны 3-й степени. Работали здесь и академики Федор Бруни, Андрей Зеленский, Василий Серебряков, Михаил Скотти, Петр Шамшин. Всего было написано 57 икон на золотых фонах.

Много времени заняли исследования росписи, изучение авторской техники и последующая расчистка исторических слоев от записей.  Фото: Наталья Шкуренок
Много времени заняли исследования росписи, изучение авторской техники и последующая расчистка исторических слоев от записей.
Фото: Наталья Шкуренок

Собор четыре раза ремонтировали до революции, роспись стен меняли. И четырежды — после: первый раз сразу по окончании Великой Отечественной войны и трижды с 1970-х по 1990-е годы. В 1970-е реставраторы обследовали стены и своды, но краску до авторской живописи расчищать не стали, сделали поверх исторического рисунка поновления в силу своего понимания иконописных канонов. Именно тогда у ветхозаветных пророков появились золотые нимбы христианских святых.

«Похоже, что советским реставраторам не ставили задачу вернуть авторскую живопись, поэтому поновлений было много, что подтвердили результаты расчисток, — считает Роман Хейнонин, осуществляющий надзор за ходом реставрации собора. — Но это, как мы сейчас понимаем, и спасло авторскую живопись, которая хорошо сохранилась на больших площадях».

Специалисты установили, что все надписи, включенные в сюжеты, сделаны от руки, а не по трафарету. Фото: Наталья Шкуренок
Специалисты установили, что все надписи, включенные в сюжеты, сделаны от руки, а не по трафарету.
Фото: Наталья Шкуренок

Много времени заняли исследования росписи, изучение авторской техники и последующая расчистка исторических слоев от записей. Выяснилось, что краски подлинные и авторская живопись цела. Специалисты установили также, что все надписи, включенные в сюжеты, сделаны от руки, а не по трафарету.

Живописные медальоны уже почти готовы к покрытию лаком. До конца декабря предстоит завершить большинство живописных работ, оставив на следующий год возвращение витражей, работы по иконостасу и деталям интерьера. Финал реставрации ожидается в конце 2026 года.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+