18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Пропал галеон с сокровищами, нашедшему — благодарность

Адам Виллартс. «Кораблекрушение у скалистого берега». 1614.  Фото: Rijksmuseum
Адам Виллартс. «Кораблекрушение у скалистого берега». 1614.
Фото: Rijksmuseum
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

Случившееся в XVII веке кораблекрушение стало поводом, чтобы поведать историю трансатлантических связей и рассказать о подводной археологии. Монография, посвященная галеону «Нуэстра Сеньора дель Хункаль», выходит далеко за рамки одного события

Испанский галеон «Нуэстра Сеньора дель Хункаль» с грузом серебра и других ценностей, а также тремя сотнями душ на борту затонул в Мексиканском заливе 1 ноября 1631 года — на пути из Веракруса в Севилью. Он стал одним из самых разыскиваемых в мире затонувших кораблей: его так и не нашли, несмотря на многолетние исследования и шесть подводных экспедиций, последняя из которых состоялась в 2012 году.

Тем не менее удалось восстановить полную историю этого судна благодаря чудесному спасению 39 пассажиров. Книга «Мемуары кораблекрушения: история галеона „Нуэстра Сеньора дель Хункаль“», в которой представлено 25 статей археологов, историков и других специалистов, знакомит читателей и с этим конкретным сюжетом, и с общей историей морских путей между Испанией и ее вице-королевствами.

Flor Trejo Rivera, Roberto Junco Sanchez, Carlos Leon Amores. Memorias de un Naufragio: La Historia del Galeon Nuestra Senora del Juncal. Mar Adentro —INAH. 420 с., ил. 420 Mexican pesos, £16. На испанском языке
Flor Trejo Rivera, Roberto Junco Sanchez, Carlos Leon Amores. Memorias de un Naufragio: La Historia del Galeon Nuestra Senora del Juncal. Mar Adentro —INAH. 420 с., ил. 420 Mexican pesos, £16. На испанском языке

Собранные в «Мемуарах кораблекрушения» факты показывают, что причиной гибели кораблей гораздо чаще были не нападения пиратов, а человеческие ошибки, плохая погода и политика. В этом смысле «Нуэстра Сеньора дель Хункаль» не стал исключением. В 1630 году корабль, переоборудованный в вооруженный галеон, сначала прошел во главе испанской флотилии из Севильи в Веракрус. Флотилия благополучно прибыла в порт, но обратный путь выглядел более опасным и сложным. Перед отходом корабля умер его капитан, стало известно о появлении опасных голландских пиратов, а плаванию в октябре могли помешать ледяные ветра.

Однако давление со стороны испанской монархии возобладало, так как флотилия должна была доставить ценные и срочно необходимые товары. Несмотря на технические неполадки, галеон отправился в путь. Он шел последним в караване из 13 судов и через 17 дней был застигнут непогодой, что привело к трагедии. Когда корабль утонул, на плаву осталась шлюпка, предназначавшаяся для спасения нескольких дворян. Кому-то из моряков удалось забраться в суденышко, все остальные погибли. Показания уцелевших и последующие судебные разбирательства стали главными источниками информации о случившемся.

Корнелис Клас ван Виринген. «Испанская Армада у английского побережья»  Фото: Rijksmuseum
Корнелис Клас ван Виринген. «Испанская Армада у английского побережья»
Фото: Rijksmuseum

Загруженный под завязку галеон перевозил двухлетний запас серебра и монет, собранных в Новой Испании, а также шелк, шоколад и grana. Последний товар — краситель, получаемый из насекомого кошениль и дающий ярко-красный цвет, — в те времена был предметом вожделения по всей Европе и являлся второй по величине статьей экспорта после серебра. Хотя в книге не раз упоминается важность груза, находившегося на корабле, главный ее посыл состоит в том, что настоящее сокровище — это связанные с ним истории.

Рассказ о «Нуэстра Сеньора дель Хункаль» также позволяет проследить, как развивалась подводная археология — а параллельно ей и незаконная охота за сокровищами. В 1971 году Роберт Марк впервые зафиксировал место катастрофы, чем привлек интерес черных археологов и превратил эту трагедию в миф. Со временем Нацио­нальный институт антропологии и истории (INAH) в Мехико сформировал отдел подводной археологии и в 1996 году запустил проект, посвященный «Нуэстра Сеньора дель Хункаль». Хотя на первых порах этой работой занимались в основном мексиканские исследователи, позже к ней присоединилась Испания и были установлены правила, касающиеся подводного наследия.

Пока затонувший галеон «Нуэстра Сеньора дель Хункаль» не найден, приходится довольствоваться его уменьшенной моделью, сделанной для выставки в Севилье.  Фото: Wikimedia Commons
Пока затонувший галеон «Нуэстра Сеньора дель Хункаль» не найден, приходится довольствоваться его уменьшенной моделью, сделанной для выставки в Севилье.
Фото: Wikimedia Commons

Сотрудничество между INAH и испанскими учеными вылилось в организацию выставки о судьбе «Нуэстра Сеньора дель Хункаль», и в ее каталоге впервые были опубликованы некоторые статьи, включенные в нынешнее издание. Выставка была представлена в 2021–2022 годах в Генеральном архиве Индий в Севилье, бывшем Каса-де-Контратасьон — агентстве, отвечавшем за все испанские морские перевозки.

В главах новой книги освещается множество тем — от судостроения, навигационных маршрутов и политики в XVII веке до значения портов по обе стороны Атлантики и современных трудностей подводной археологии. Статьи, по сути научные, неожиданно легки для восприятия. Особенно увлекательны описания повседневной жизни на корабле. Также заслуживают внимания рассказ Трехо Риверы о самом кораблекрушении и сделанный Марио Умберто Русом анализ его последствий для производства шоколада, ставшего в Европе сенсацией. В заключительном разделе в сжатом виде представлены основные темы, включая иллюстрирующие их диаграммы и факты.

Добавим, что в 2020 году было объявлено об организации новой экспедиции для поисков галеона «Нуэстра Сеньора дель Хункаль». Правда, когда она все-таки состоится, до сих пор неизвестно.

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+