18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пропал галеон с сокровищами, нашедшему — благодарность

Адам Виллартс. «Кораблекрушение у скалистого берега». 1614.  Фото: Rijksmuseum
Адам Виллартс. «Кораблекрушение у скалистого берега». 1614.
Фото: Rijksmuseum
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

Случившееся в XVII веке кораблекрушение стало поводом, чтобы поведать историю трансатлантических связей и рассказать о подводной археологии. Монография, посвященная галеону «Нуэстра Сеньора дель Хункаль», выходит далеко за рамки одного события

Испанский галеон «Нуэстра Сеньора дель Хункаль» с грузом серебра и других ценностей, а также тремя сотнями душ на борту затонул в Мексиканском заливе 1 ноября 1631 года — на пути из Веракруса в Севилью. Он стал одним из самых разыскиваемых в мире затонувших кораблей: его так и не нашли, несмотря на многолетние исследования и шесть подводных экспедиций, последняя из которых состоялась в 2012 году.

Тем не менее удалось восстановить полную историю этого судна благодаря чудесному спасению 39 пассажиров. Книга «Мемуары кораблекрушения: история галеона „Нуэстра Сеньора дель Хункаль“», в которой представлено 25 статей археологов, историков и других специалистов, знакомит читателей и с этим конкретным сюжетом, и с общей историей морских путей между Испанией и ее вице-королевствами.

Flor Trejo Rivera, Roberto Junco Sanchez, Carlos Leon Amores. Memorias de un Naufragio: La Historia del Galeon Nuestra Senora del Juncal. Mar Adentro —INAH. 420 с., ил. 420 Mexican pesos, £16. На испанском языке
Flor Trejo Rivera, Roberto Junco Sanchez, Carlos Leon Amores. Memorias de un Naufragio: La Historia del Galeon Nuestra Senora del Juncal. Mar Adentro —INAH. 420 с., ил. 420 Mexican pesos, £16. На испанском языке

Собранные в «Мемуарах кораблекрушения» факты показывают, что причиной гибели кораблей гораздо чаще были не нападения пиратов, а человеческие ошибки, плохая погода и политика. В этом смысле «Нуэстра Сеньора дель Хункаль» не стал исключением. В 1630 году корабль, переоборудованный в вооруженный галеон, сначала прошел во главе испанской флотилии из Севильи в Веракрус. Флотилия благополучно прибыла в порт, но обратный путь выглядел более опасным и сложным. Перед отходом корабля умер его капитан, стало известно о появлении опасных голландских пиратов, а плаванию в октябре могли помешать ледяные ветра.

Однако давление со стороны испанской монархии возобладало, так как флотилия должна была доставить ценные и срочно необходимые товары. Несмотря на технические неполадки, галеон отправился в путь. Он шел последним в караване из 13 судов и через 17 дней был застигнут непогодой, что привело к трагедии. Когда корабль утонул, на плаву осталась шлюпка, предназначавшаяся для спасения нескольких дворян. Кому-то из моряков удалось забраться в суденышко, все остальные погибли. Показания уцелевших и последующие судебные разбирательства стали главными источниками информации о случившемся.

Корнелис Клас ван Виринген. «Испанская Армада у английского побережья»  Фото: Rijksmuseum
Корнелис Клас ван Виринген. «Испанская Армада у английского побережья»
Фото: Rijksmuseum

Загруженный под завязку галеон перевозил двухлетний запас серебра и монет, собранных в Новой Испании, а также шелк, шоколад и grana. Последний товар — краситель, получаемый из насекомого кошениль и дающий ярко-красный цвет, — в те времена был предметом вожделения по всей Европе и являлся второй по величине статьей экспорта после серебра. Хотя в книге не раз упоминается важность груза, находившегося на корабле, главный ее посыл состоит в том, что настоящее сокровище — это связанные с ним истории.

Рассказ о «Нуэстра Сеньора дель Хункаль» также позволяет проследить, как развивалась подводная археология — а параллельно ей и незаконная охота за сокровищами. В 1971 году Роберт Марк впервые зафиксировал место катастрофы, чем привлек интерес черных археологов и превратил эту трагедию в миф. Со временем Нацио­нальный институт антропологии и истории (INAH) в Мехико сформировал отдел подводной археологии и в 1996 году запустил проект, посвященный «Нуэстра Сеньора дель Хункаль». Хотя на первых порах этой работой занимались в основном мексиканские исследователи, позже к ней присоединилась Испания и были установлены правила, касающиеся подводного наследия.

Пока затонувший галеон «Нуэстра Сеньора дель Хункаль» не найден, приходится довольствоваться его уменьшенной моделью, сделанной для выставки в Севилье.  Фото: Wikimedia Commons
Пока затонувший галеон «Нуэстра Сеньора дель Хункаль» не найден, приходится довольствоваться его уменьшенной моделью, сделанной для выставки в Севилье.
Фото: Wikimedia Commons

Сотрудничество между INAH и испанскими учеными вылилось в организацию выставки о судьбе «Нуэстра Сеньора дель Хункаль», и в ее каталоге впервые были опубликованы некоторые статьи, включенные в нынешнее издание. Выставка была представлена в 2021–2022 годах в Генеральном архиве Индий в Севилье, бывшем Каса-де-Контратасьон — агентстве, отвечавшем за все испанские морские перевозки.

В главах новой книги освещается множество тем — от судостроения, навигационных маршрутов и политики в XVII веке до значения портов по обе стороны Атлантики и современных трудностей подводной археологии. Статьи, по сути научные, неожиданно легки для восприятия. Особенно увлекательны описания повседневной жизни на корабле. Также заслуживают внимания рассказ Трехо Риверы о самом кораблекрушении и сделанный Марио Умберто Русом анализ его последствий для производства шоколада, ставшего в Европе сенсацией. В заключительном разделе в сжатом виде представлены основные темы, включая иллюстрирующие их диаграммы и факты.

Добавим, что в 2020 году было объявлено об организации новой экспедиции для поисков галеона «Нуэстра Сеньора дель Хункаль». Правда, когда она все-таки состоится, до сих пор неизвестно.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+