18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нижегородская экологическая биеннале вышла в город

Дима Retro. «Завтра будет поздно». 2025.  Фото: проект «Воздух»
Дима Retro. «Завтра будет поздно». 2025.
Фото: проект «Воздух»

Пространство Нижнего Новгорода дополнили работы Миши Most, Ashesteen, Димы Retro и других звезд стрит-арта. Каждый мурал посвящен отдельной экологической проблеме

Грандиозную экспозицию Первой международной биеннале экологического искусства в Нижнем Новгороде, куда вошло искусство в самых разных форматах — от диджитал-арта до инсталляций, — дополнит проект «Воздух», представляющий собой серию муралов от известных художников уличной волны. Инициатива принадлежит платформе «Дзен», где к запуску биеннале появился тематический канал «Экология».

Запуск проекта «Воздух» проходит в два этапа: первые пять муралов уже готовы, остальные два — от Nootk и Анатолия Akue — появятся к середине сентября. Нижегородские мосты, парки и дома расцветили произведения Миши Most, Ashesteen, Максима Има, Анатолия Akue, Nootk, Константина Zmogk Данилова и Димы Retro. Курирует новый проект Полина Могилина — преподаватель Moscow School of Contemporary Art, ведущий куратор галереи «Триумф» и ментор открытых студий «Винзавода».

«Воздух» укрепляет статус Нижнего Новгорода как одного из центров российского стрит-арта. Направление здесь активно развивается, приобретает узнаваемые черты, впитывает в себя историческое и культурное наследие города и продолжает локальные традиции. Нижний превратился в фабрику звезд, и здесь появилась плеяда успешных художников, например Артем Филатов, создатель студии «Тихая» и художник года по версии Cosmoscow 2023, Никита Nomerz, инициатор и куратор Нижегородского фестиваля уличного искусства «Место», и Владимир Чернышев, участник Европейской биеннале современного искусства Manifesta 10 и финалист Премии Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года».

Константин ZMOGK Данилов. «Слои исчезновения». 2025.  Фото: проект «Воздух»
Константин ZMOGK Данилов. «Слои исчезновения». 2025.
Фото: проект «Воздух»

Название проекта, с одной стороны, указывает на саму специфику уличного искусства, традиционно существующего вне стен галерей и музеев. Стрит-арт напрямую связан с городом, его ландшафтом, архитектурой, темпом — с его дыханием. С другой стороны, чистота воздуха — один из основных критериев оценки качества жизни, а его загрязнение представляет собой одну из главных экологических угроз для планеты.

Ряд муралов повествует о разрушении видового многообразия планеты. Так, работа «Слои исчезновения» Константина Zmogk Данилова на мосту на Московском шоссе напоминает разноцветные фрагменты мозаики. Разнообразие форм жизни на Земле тоже похоже на гигантскую пеструю мозаику, отдельные виды и экосистемы которой, увы, постепенно исчезают. Роспись стены в парке им. Свердлова, выполненная Димой Retro, представляет собой паттерн растительности — густой и темной, но постепенно редеющей. Идея в том, что человек чаще обращает внимание на исчезающий вид, а не на изобилие растительности, воспринимая ее как должное. В сентябре на подпорной стене метромоста на ул. Марата, 4, появится работа Nootk на тему исчезнувших и находящихся под угрозой исчезновения животных и птиц из Красной книги Нижегородской области.

Максим Има. «Овраг». 2025.  Фото: проект «Воздух»
Максим Има. «Овраг». 2025.
Фото: проект «Воздух»

Каждый мурал повествует об отдельной экологической угрозе — например, яркий «мультяшный» Cosmos Миши Most на Казанском шоссе, 12/5, изображает космический мусор, образующийся в результате освоения околоземного пространства. Если количество мусора на орбите не уменьшится, люди больше не смогут выводить туда спутники. А сероватые пушистые облака, нарисованные Ashesteen на фасаде дома на ул. Короленко, 11в, отсылают к созвучной с названием проекта проблеме загрязнения воздуха — одной из ключевых в экологической повестке. Контекст произведения Максима Има не только природосберегающий, но и исторический: мурал «Овраг» на Почаинской, 17, отсылает к легенде о тайном подземном ходе, который вел из одной из башен Нижегородского кремля к реке Почайне.

На втором этапе в сентябре в городе появится работа Анатолия Akue на Зеленском съезде, 8, которая продемонстрирует сложные аспекты вопроса хранения информации через образ нагретой атмосферы.

Нижний Новгород
Проект «Воздух»
До 20 ноября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+