18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пострадавшую в огне комнату Касл-Ховарда вернули к жизни

Гобеленовая гостиная в поместье Касл-Ховард полностью воссоздана по состоянию на начало ХХ века. Фото: Tom Arber
Гобеленовая гостиная в поместье Касл-Ховард полностью воссоздана по состоянию на начало ХХ века.
Фото: Tom Arber
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Гобеленовая гостиная в поместье, служившем съемочной площадкой сериала «Бриджертоны», была уничтожена пожаром в 1940 году. Десятилетия спустя ее восстановили по инициативе потомков старинного аристократического рода

Гостиная в поместье Касл-Ховард, что неподалеку от Йорка, сейчас выглядит безупречно: на широких половицах лежит ковер с цветочным орнаментом, позолоченные лепные ветви обрамляют картину «Суд Париса» кисти Марко Риччи, а на стенах висят великолепные гобелены с изображением четырех времен года, вытканные специально для этого помещения в 1706 году. Убранством этой комнаты когда-то любовались бабушка и дедушка нынешнего владельца поместья Ника Ховарда, но ему самому она была знакома только в виде обгоревшего каркаса. Теперь он мечтает о тихих вечерах, когда можно, взяв книгу, отдохнуть, сидя у нового камина.

Гобелены для гостиной создал Джон Вандербанк — фламандский иммигрант, в начале XVIII века ставший самым известным и дорогим ткачом Лондона. В основу изображенных на них сцен легли сюжеты картин Давида Тенирса Старшего: посевные работы, заготовка сена, сбор урожая и зимний пейзаж с конькобежцами и щегольскими санями на льду. После реставрации, которую провела Элисон Стэнтон из Нортгемптоншира, гобелены прекрасно вписались в изначально предназначенное для них пространство. Реставратор очистила и укрепила ткань, зашив многочисленные разрывы практически невидимыми стежками.

Старинные гобелены спасла от гибели привычка хозяев к перестановкам в интерьерах. В 1940 году, когда дом арендовала женская школа-интернат, здание охватил пожар, начавшийся с небольшого дымохода. Он уничтожил целое крыло и одно из главных архитектурных сокровищ дома — расписной свод работы Джона Ванбру над центральным залом. Гобелены, висевшие тогда в другой части здания, уцелели, но пространство, для которого они создавались, было разрушено. Сегодняшним реставраторам помогли архивные фотографии начала XX века, запечатлевшие обстановку гостиной.

После реставрации гобелены прекрасно вписались в изначально предназначенное для них пространство.  Фото: Tom Arber
После реставрации гобелены прекрасно вписались в изначально предназначенное для них пространство.
Фото: Tom Arber

Утраченная комната была первой в череде парадных залов, построенных в 1699 году по заказу Чарльза Ховарда, третьего графа Карлайла. Он мечтал о дворце в стиле английского барокко и поручил эту работу своему другу Ванбру — весьма неочевидный выбор, учитывая, что тот никогда прежде ничего не строил и был известен как драматург. Ванбру привлек к работе выдающегося архитектора Николаса Хоксмура.

Далекий потомок Чарльза Джордж Ховард, потерявший двух братьев на полях сражений Второй мировой войны, но сам вернувшийся с фронта, взялся за восстановление обгоревшего особняка. «Ему советовали снести разрушенное крыло и укрепить оставшиеся части здания, — рассказывает Ник Ховард о своем отце, — но вместо этого он решил переехать в дом с семьей, чтобы жить в нем и заниматься его восстановлением. Местные жители называли его „безумным майором“».

Родители Ника открыли дом для посещения в 1952 году, а в 1960-е заново выстроили большой купол. Значительное финансовое вливание случилось в 1981 году, когда дом стал площадкой для съемок всемирно известной телепостановки по сюжету романа Ивлина Во «Возвращение в Брайдсхед». Гонорар позволил тогда восстановить Садовый зал. Благодаря этому и последующим появлениям дома на экранах, в том числе в сериале «Бриджертоны», его посещаемость взлетела и продолжает держаться на высоком уровне.

Работы в гостиной подошли к концу одновременно с реставрацией и перепланировкой Длинной галереи и Большой лестницы.  Фото: Chris Horwood
Работы в гостиной подошли к концу одновременно с реставрацией и перепланировкой Длинной галереи и Большой лестницы.
Фото: Chris Horwood

Работы в гостиной, подошедшие к концу одновременно с реставрацией и перепланировкой Длинной галереи и Большой лестницы, велись под руководством архитектора Фрэнсиса Терри при участии дизайнеров Реми Ренцулло и Алека Коббе, а также специализированных подрядчиков. Расходы частично покрыли за счет продажи на аукционе Sotheby’s семейной коллекции крошечных животных, в том числе муравьеда из кровавой яшмы с бриллиантовыми глазами, — шедевров из полудрагоценных и драгоценных камней работы фирмы Фаберже. «Мне было ужасно жаль расставаться с ними, — говорит Ник Ховард, — но они очень-очень редко выбирались посидеть на столе во время званых обедов, а большую часть времени проводили в сейфе».

На этом, впрочем, работы не заканчиваются. По-прежнему не до конца ясно, что делать с крылом, которое опустошил пожар. «Мы думаем о галерейном пространстве в формате „белых стен“, но об этом пока рано говорить», — рассказывает Ховард.

Кроме того, в поместье есть потрясающий мавзолей, построенный по проекту Хоксмура в 1729 году, в котором покоятся поколения Ховардов. Живший в XVIII веке остроумец и ценитель прекрасного Хорас Уолпол однажды заметил, что мавзолей настолько великолепен, что «в нем соблазнительно быть погребенным заживо». Этот объект — один из важнейших в списке находящихся под угрозой зданий, составленном фондом «Историческая Англия». «Я не собираюсь позволить мавзолею обвалиться мне на голову, по крайней мере пока это зависит от меня, — замечает Ховард, — но это уже другая задача». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+