18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Приключения Уильяма Морриса в XXI веке: от атомной подлодки до Hello Kitty

Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса. Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London
Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса.
Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

На выставке «Одержимые Моррисом» в Лондоне прослеживается общемировое увлечение творчеством великого британского дизайнера, который и не подозревал, что потомки будут делать с его наследием в век нейросетей

Порывшись в ящиках запасников лондонской Галереи Уильяма Морриса, ее директор Адриан Гаррард достает афишу с изображением таксы, окруженной пестрыми цветами и листьями. Над собакой расположена надпись «Уильям Моррис», а внизу написано: «Выставка набивных хлопковых тканей XIX века».

Если вам показалось, что это не очень похоже на афишу авторства Уильяма Морриса, то вам не показалось: это сгенерированный искусственным интеллектом товар с онлайн-маркета Temu. Он тоже будет представлен на выставке «Одержимые Моррисом», в которой прослеживается общемировое увлечение творчеством британского дизайнера, писателя и политического активиста XIX столетия.

Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса. Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London
Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса.
Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London

Выставка организована в рамках празднования 75-летия галереи, размещающейся в особняке, где художник жил, когда был подростком. В экспозицию вошли как работы из собственного собрания галереи, так и экспонаты, предоставленные другими институциями, а еще огромное множество вдохновленных творчеством Морриса объектов, переданных во временное пользование и подаренных представителями общественности.

Гаррард рассказывает, что в числе даров частных лиц есть как ненужные владельцам безделушки вроде колоды для бриджа в стиле Морриса, так и «личные вещи, которые значат для людей очень многое». Например, на выставке представлена пара вышитых вручную свадебных пиджаков из кашемира, принадлежащих супругам, чей прием по случаю бракосочетания состоялся в самой галерее. Также среди экспонатов — украшенное узором из роз сиденье из британской атомной подводной лодки и «юката», повседневный вариант японского кимоно, на котором изображены фигурки Hello Kitty, перемежающиеся с птицами и листвой в стиле Морриса.

Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса. Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London
Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса.
Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London

В экспозиции прослеживается, как творчество художника превратилось в символ роскоши и хорошего вкуса. Один из основателей движения «Искусства и ремесла», Уильям Моррис был глубоко убежден в том, что доступ к красоте должен быть у как можно большего числа людей. «Но в то же время он считал неприемлемым дешевое или некачественное производство», — отмечает Джеррард. Разнонаправленность этих сюжетных линий в «Одержимых Моррисом» отражает его собственную противоречивость, которую организаторы тоже стремятся исследовать.

Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса. Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London
Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса.
Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London

С одной стороны, на выставке представлены экспонаты, созданные по специальному заказу мастерами, которые, как отмечает Джеррард, «делают очень качественные вещи в Британии». В их числе роскошный ковер из Акс­минстера, центра ковровой индустрии. Другая сторона спектра представлена сгенерированными искуственным интеллектом плакатами, которые вряд ли понравились бы художнику с его перфекционизмом. А еще у него наверняка возникли бы вопросы этического плана. Как раз недавно британские законодатели допросили представителей Temu, китайского онлайн-маркетплейса, в связи с предполагаемым использованием принудительного труда в его цепочках поставок. Компания отрицает все обвинения. Куратор подчеркивает, что сам Уильям Моррис был убежденным сторонником ручного производства на справедливых условиях.

Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса. Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London
Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса.
Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London

«Думаю, Моррису очень понравился бы сам тот факт, что мы задумываемся над этими вопросами», — говорит Джеррард. Он считает, что проблема именно в том, каким образом «демократизируется» творчество художника, и она была ему знакома. «Моррис поднимал эти вопросы в то время, когда мир стремительно менялся в результате промышленной революции... Сейчас мы имеем дело с продолжением тех же проблем».

Галерея Уильяма Морриса
«Одержимые Моррисом. Как завирусился величайший дизайнер Великобритании»
До 21 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+