Порывшись в ящиках запасников лондонской Галереи Уильяма Морриса, ее директор Адриан Гаррард достает афишу с изображением таксы, окруженной пестрыми цветами и листьями. Над собакой расположена надпись «Уильям Моррис», а внизу написано: «Выставка набивных хлопковых тканей XIX века».
Если вам показалось, что это не очень похоже на афишу авторства Уильяма Морриса, то вам не показалось: это сгенерированный искусственным интеллектом товар с онлайн-маркета Temu. Он тоже будет представлен на выставке «Одержимые Моррисом», в которой прослеживается общемировое увлечение творчеством британского дизайнера, писателя и политического активиста XIX столетия.
Выставка организована в рамках празднования 75-летия галереи, размещающейся в особняке, где художник жил, когда был подростком. В экспозицию вошли как работы из собственного собрания галереи, так и экспонаты, предоставленные другими институциями, а еще огромное множество вдохновленных творчеством Морриса объектов, переданных во временное пользование и подаренных представителями общественности.
Гаррард рассказывает, что в числе даров частных лиц есть как ненужные владельцам безделушки вроде колоды для бриджа в стиле Морриса, так и «личные вещи, которые значат для людей очень многое». Например, на выставке представлена пара вышитых вручную свадебных пиджаков из кашемира, принадлежащих супругам, чей прием по случаю бракосочетания состоялся в самой галерее. Также среди экспонатов — украшенное узором из роз сиденье из британской атомной подводной лодки и «юката», повседневный вариант японского кимоно, на котором изображены фигурки Hello Kitty, перемежающиеся с птицами и листвой в стиле Морриса.
В экспозиции прослеживается, как творчество художника превратилось в символ роскоши и хорошего вкуса. Один из основателей движения «Искусства и ремесла», Уильям Моррис был глубоко убежден в том, что доступ к красоте должен быть у как можно большего числа людей. «Но в то же время он считал неприемлемым дешевое или некачественное производство», — отмечает Джеррард. Разнонаправленность этих сюжетных линий в «Одержимых Моррисом» отражает его собственную противоречивость, которую организаторы тоже стремятся исследовать.
С одной стороны, на выставке представлены экспонаты, созданные по специальному заказу мастерами, которые, как отмечает Джеррард, «делают очень качественные вещи в Британии». В их числе роскошный ковер из Аксминстера, центра ковровой индустрии. Другая сторона спектра представлена сгенерированными искуственным интеллектом плакатами, которые вряд ли понравились бы художнику с его перфекционизмом. А еще у него наверняка возникли бы вопросы этического плана. Как раз недавно британские законодатели допросили представителей Temu, китайского онлайн-маркетплейса, в связи с предполагаемым использованием принудительного труда в его цепочках поставок. Компания отрицает все обвинения. Куратор подчеркивает, что сам Уильям Моррис был убежденным сторонником ручного производства на справедливых условиях.
«Думаю, Моррису очень понравился бы сам тот факт, что мы задумываемся над этими вопросами», — говорит Джеррард. Он считает, что проблема именно в том, каким образом «демократизируется» творчество художника, и она была ему знакома. «Моррис поднимал эти вопросы в то время, когда мир стремительно менялся в результате промышленной революции... Сейчас мы имеем дело с продолжением тех же проблем».
Галерея Уильяма Морриса
«Одержимые Моррисом. Как завирусился величайший дизайнер Великобритании»
До 21 сентября