В прошлом году Музей современного искусства «Гараж» наконец приоткрыл для посетителей свой архив и запасники в экспериментальном формате «Открытого хранения». То, что получилось, нельзя назвать ни постоянной экспозицией, ни временной выставкой: одни экспонаты задерживаются в своих «ячейках» подольше, другие уступают место новым по мере роста музейного собрания и все это дополняется архивными материалами. В ходе последних рокировок в «Открытом хранении» появились Герман Виноградов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Оля Лялина, Саша Пучкова, Наталья Тимофеева и арт-группа «Фабрика найденных одежд» в лице Натальи Першиной-Якиманской и Ольги Егоровой, известных под псевдонимами «Глюкля» и «Цапля».
Ушедший из жизни в 2022 году Герман Виноградов представлен не законченными произведениями, а разнообразными артефактами, которые, как гласит экспликация, призваны создать ощущение почти телесного присутствия художника и продемонстрировать его природный магнетизм. Главное здесь — это всевозможные детали машин и механизмов, металлические трубки и пластины, пружины и тазы, подвешенные к потолку. Все это раньше находилось прямо у художника дома и было задействовано в завораживающих перформансах-мистериях, которые он развивал с середины 1980-х и называл «Бикапо небесного леса» или просто «Бикапо» (само слово происходит из заумного, в духе Алексея Крученых, стихотворения, которое сочинил Виноградов — не только перформер, но и поэт). Когда-то «Бикапо» гудело, звенело, дребезжало, теперь же молчит, но магическое действо в исполнении самого автора-мистагога можно посмотреть здесь же, на стареньком телевизоре. Легенда московского андерграунда, Герман Виноградов зачастую выступал практически обнаженным. Без одежды, на крыше дома, в образе античного дискобола запечатлела его фотограф Татьяна Либерман. А искусствовед Наталья Самкова, которая жила с художником в начале нулевых, передала в архив «Гаража» ворох скрученных фантиков от его любимых конфет, «которые он ел мешками», придумывая новые инсталляции и перформансы, — получился непреднамеренный арт-объект.
Другое большое обновление, из-за которого на некоторое время даже закрывали расположенную в здании библиотеку (часть «Открытого хранения» внедрилась и туда), связано с двумя крупнейшими фигурами неофициального искусства, которым для официального заработка приходилось делать иллюстрации для детской литературы. Проект «Кабаков и Пивоваров встречаются в коридоре издательства» объединяет оригиналы эскизов для книг и журналов, над которыми художники работали в 1950–1990-е годы, с их концептуальными альбомами тех же лет. При таком сопоставлении легко заметить, как опыт работы Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова в книжной графике отразился на их искусстве.
Весной в «Открытом хранении» появилась видеоинсталляция Глюкли и Цапли «Алые паруса» (2005), которая демонстрирует увлеченность подруг-художниц темой женственности и «тканью как символом полотна жизни». По сюжету, девушкам-швеям приходится сразиться с пенсионерками, которые нагрянули в швейный цех, чтобы захватить паруса — и в этой схватке за мечту потерпеть поражание. С 11 июня в соседних «ячейках» можно увидеть реконструкцию дебютной инсталляции Глюкли и Цапли «Подруги», впервые показанной в 1995 году, а еще — платья (и их эскизы), которые в разное время становились частью различных проектов.
Среди других обновлений «Открытого хранения» — инсталляция Саши Пучковой «Время без предсказаний». Художнице, родившейся в городе-космодроме Байконур, близка эстетика советских научных разработок. Один из элементов инсталляции отсылает к созданию тканеэквивалентного фантома-манекена ФМ-2, с помощью которого изучали влияние космической радиации на организм человека.
Оля Лялина, исследующая интернет как пространство для искусства, представлена работой, которая, в сущности, расположена на веб-сайте. Главная страница сайта проецируется на стену в «Гараже»: посетители видят саму художницу, которая кружится на карусели. Но если прямо сейчас вы пройдете по адресу best.effort.network, Лялина пропадет из «Гаража» и появится у вас на экране. Либо у того, кто вас опередил.
Вообще в «Открытом хранении» много видео-арта. А начиная с 11 июня, когда была запущена программа видеоэссе, его стало еще больше. Один из примеров — работа Даши Лихой «Текст заявки к фильму», которая проецируется на колеблющуюся ткань парашюта.
На первом этаже «Гаража» тем временем разместили минималистичную инсталляцию Натальи Тимофеевой, представляющую собой прозрачные колонны из металлизированного тюля. Они повторяют по форме реальные несущие конструкции здания, но сами при этом призрачны и ненадежны.