18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Римские живописцы эпохи Чинквеченто: от подмастерьев к соавторам

Рафаэль Санти. «Призвание апостола Петра». Около 1514. Фото: Royal Collection Trust/His Majesty King Charles III
Рафаэль Санти. «Призвание апостола Петра». Около 1514.
Фото: Royal Collection Trust/His Majesty King Charles III
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Даже те периоды в искусстве, которые давно и хорошо изучены, могут быть преподнесены с неожиданной стороны. Мария Лубникова в книге «Мастер и мастерские в художественной жизни Рима XVI столетия» выбрала тему, которая предполагала небанальный ракурс

Научный сотрудник Пушкинского музея Мария Лубникова четыре года назад защитила кандидатскую диссертацию «Мастер и мастерские в художественной жизни Рима XVI столетия», заглавие и оглавление которой почти идентичны тем, что и в выпущенной недавно книге. Превращение научной работы в издание, адресованное аудитории, пусть и небольшой (тираж 500 экземпляров), но все же численно превышающей состав диссертационного совета, могло потребовать хотя бы изменения языка на литературный. Но он остается засушенным: «Эта книга — первый труд о римских мастерских Высокого и Позднего Возрождения как особом феномене. Здесь впервые обобщаются представления о римской мастерской как о постепенно формировавшемся и видоизменявшемся явлении…»

Изданная в НЛО книга под названием «От Рафаэля до Кавалера д’Арпино. Устройство римских живописных мастерских XVI века», хотя и скучновато написана, интересна собранным материалом, цитатами и самой темой, благодаря которой появляется небанальная точка зрения на многократно рассмотренный и хорошо изученный период итальянской живописи.

Лубникова М. «От Рафаэля до Кавалера д’Арпино: Устройство римских живописных мастерских XVI века». М.: Новое литературное обозрение, 2024. 320 с., ил. (Серия «Очерки визуальности»).
Лубникова М. «От Рафаэля до Кавалера д’Арпино: Устройство римских живописных мастерских XVI века». М.: Новое литературное обозрение, 2024. 320 с., ил. (Серия «Очерки визуальности»).

Устройство мастерских художников — повод рассказать, как два титана Возрождения относились к ученикам и подмастерьям. «Сравнивая Рафаэля и Микеланджело, мы видим два типа мастера, два типа развития искусства — классический и драматический, два типа влияния на последующую традицию и два типа мастерских».

Подробно рассказывая о педагогических методах каждого, Лубникова отличает Рафаэля: «Никто из художников до него не проявлял столько интереса к развитию талантов каждого своего подопечного в отдельном, присущем только ему ключе». А вот она цитирует Пола Джоаннайдса, пишущего о Джулио Романо, чей «импульсивный, нетерпеливый, пытливый ум Рафаэль держал на длинном поводке отеческой терпимости». Цитаты — а их в книге много (библиография занимает 15 страниц), — часто демонстрируют, что письменная речь историка искусств может быть непринужденной без ущерба для серьезности текста.

Микеланджело Буонарроти. «Юноша; правая нога». Около 1504–1505.  Фото: British Museum
Микеланджело Буонарроти. «Юноша; правая нога». Около 1504–1505.
Фото: British Museum

Именной указатель также длинен, и ряд упомянутых в нем художников известен лишь неширокому кругу читателей. Перино дель Вага вошел в историю не только как отличный живописец, ученик и помощник Рафаэля, но и тем, что «воспитал целый ряд талантливых ассистентов, которые работали под его началом: например, Марко Пино, Джироламо Сичоланте, Марчелло Венусти, Даниеле да Вольтерра, Просперо Фонтана. Синтетический характер стиля Перино и его навыки руководителя помогли ему в глазах молодого поколения стать заменой Рафаэлю».

Бывало, что учителя и ученика связывали очень нежные отношения. Так, Джироламо Муциано отечески любил Чезаре Неббиа и даже явился ему после смерти во сне, «рассказал о своем пребывании в раю, а также о божественном происхождении и священной роли искусства». Упоминание вот таких — биографических, личностных — фактов придает исследовательскому тексту необходимые сентиментальность и обаяние.

Рафаэль Санти. «Лошадь из скульптурной группы близнецов Диоскуров на Квиринале». Около 1513.  Фото: National Gallery of Art, Washington
Рафаэль Санти. «Лошадь из скульптурной группы близнецов Диоскуров на Квиринале». Около 1513.
Фото: National Gallery of Art, Washington

Этой книге, естественно, требовался исторический контекст. Однако он не широк: упомянуты исторические события, но почти нет контекста общекультурного. Впрочем, это не недостаток, а особенность работы Лубниковой: ей интересны прежде всего факты и частности, что опять же объясняется большим количеством уже существующих исследований и популярных книг о римской живописи самого славного ее периода.

Разумеется, тема взаимоотношений членов римских bottega, мастерских художников, важна прежде всего для атрибуции произведений, установления авторства, степени участия учеников и подмастерьев в создании произведения. Но автор книги считает, что тема эта актуальна и ныне: «Через мастерские и академии последующих столетий опыт римских студий влияет на работу творческих союзов, мастерских и художественных училищ по сей день, и поэтому мы надеемся, что эта книга может стать для них одним из настольных пособий». Заключение довольно спорное: весь прошлый век большие художники скорее изобретали новое искусство, чем учились у предшественников. 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+