18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Римские живописцы эпохи Чинквеченто: от подмастерьев к соавторам

Рафаэль Санти. «Призвание апостола Петра». Около 1514. Фото: Royal Collection Trust/His Majesty King Charles III
Рафаэль Санти. «Призвание апостола Петра». Около 1514.
Фото: Royal Collection Trust/His Majesty King Charles III
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Даже те периоды в искусстве, которые давно и хорошо изучены, могут быть преподнесены с неожиданной стороны. Мария Лубникова в книге «Мастер и мастерские в художественной жизни Рима XVI столетия» выбрала тему, которая предполагала небанальный ракурс

Научный сотрудник Пушкинского музея Мария Лубникова четыре года назад защитила кандидатскую диссертацию «Мастер и мастерские в художественной жизни Рима XVI столетия», заглавие и оглавление которой почти идентичны тем, что и в выпущенной недавно книге. Превращение научной работы в издание, адресованное аудитории, пусть и небольшой (тираж 500 экземпляров), но все же численно превышающей состав диссертационного совета, могло потребовать хотя бы изменения языка на литературный. Но он остается засушенным: «Эта книга — первый труд о римских мастерских Высокого и Позднего Возрождения как особом феномене. Здесь впервые обобщаются представления о римской мастерской как о постепенно формировавшемся и видоизменявшемся явлении…»

Изданная в НЛО книга под названием «От Рафаэля до Кавалера д’Арпино. Устройство римских живописных мастерских XVI века», хотя и скучновато написана, интересна собранным материалом, цитатами и самой темой, благодаря которой появляется небанальная точка зрения на многократно рассмотренный и хорошо изученный период итальянской живописи.

Лубникова М. «От Рафаэля до Кавалера д’Арпино: Устройство римских живописных мастерских XVI века». М.: Новое литературное обозрение, 2024. 320 с., ил. (Серия «Очерки визуальности»).
Лубникова М. «От Рафаэля до Кавалера д’Арпино: Устройство римских живописных мастерских XVI века». М.: Новое литературное обозрение, 2024. 320 с., ил. (Серия «Очерки визуальности»).

Устройство мастерских художников — повод рассказать, как два титана Возрождения относились к ученикам и подмастерьям. «Сравнивая Рафаэля и Микеланджело, мы видим два типа мастера, два типа развития искусства — классический и драматический, два типа влияния на последующую традицию и два типа мастерских».

Подробно рассказывая о педагогических методах каждого, Лубникова отличает Рафаэля: «Никто из художников до него не проявлял столько интереса к развитию талантов каждого своего подопечного в отдельном, присущем только ему ключе». А вот она цитирует Пола Джоаннайдса, пишущего о Джулио Романо, чей «импульсивный, нетерпеливый, пытливый ум Рафаэль держал на длинном поводке отеческой терпимости». Цитаты — а их в книге много (библиография занимает 15 страниц), — часто демонстрируют, что письменная речь историка искусств может быть непринужденной без ущерба для серьезности текста.

Микеланджело Буонарроти. «Юноша; правая нога». Около 1504–1505.  Фото: British Museum
Микеланджело Буонарроти. «Юноша; правая нога». Около 1504–1505.
Фото: British Museum

Именной указатель также длинен, и ряд упомянутых в нем художников известен лишь неширокому кругу читателей. Перино дель Вага вошел в историю не только как отличный живописец, ученик и помощник Рафаэля, но и тем, что «воспитал целый ряд талантливых ассистентов, которые работали под его началом: например, Марко Пино, Джироламо Сичоланте, Марчелло Венусти, Даниеле да Вольтерра, Просперо Фонтана. Синтетический характер стиля Перино и его навыки руководителя помогли ему в глазах молодого поколения стать заменой Рафаэлю».

Бывало, что учителя и ученика связывали очень нежные отношения. Так, Джироламо Муциано отечески любил Чезаре Неббиа и даже явился ему после смерти во сне, «рассказал о своем пребывании в раю, а также о божественном происхождении и священной роли искусства». Упоминание вот таких — биографических, личностных — фактов придает исследовательскому тексту необходимые сентиментальность и обаяние.

Рафаэль Санти. «Лошадь из скульптурной группы близнецов Диоскуров на Квиринале». Около 1513.  Фото: National Gallery of Art, Washington
Рафаэль Санти. «Лошадь из скульптурной группы близнецов Диоскуров на Квиринале». Около 1513.
Фото: National Gallery of Art, Washington

Этой книге, естественно, требовался исторический контекст. Однако он не широк: упомянуты исторические события, но почти нет контекста общекультурного. Впрочем, это не недостаток, а особенность работы Лубниковой: ей интересны прежде всего факты и частности, что опять же объясняется большим количеством уже существующих исследований и популярных книг о римской живописи самого славного ее периода.

Разумеется, тема взаимоотношений членов римских bottega, мастерских художников, важна прежде всего для атрибуции произведений, установления авторства, степени участия учеников и подмастерьев в создании произведения. Но автор книги считает, что тема эта актуальна и ныне: «Через мастерские и академии последующих столетий опыт римских студий влияет на работу творческих союзов, мастерских и художественных училищ по сей день, и поэтому мы надеемся, что эта книга может стать для них одним из настольных пособий». Заключение довольно спорное: весь прошлый век большие художники скорее изобретали новое искусство, чем учились у предшественников. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+