18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Список «новых классиков» понемногу пополняется

Гриша Брускин. «Памятники». 1983.  Фото: Собрание Шалвы Бреуса
Гриша Брускин. «Памятники». 1983.
Фото: Собрание Шалвы Бреуса
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

В многолетней серии «Новые классики» издательства Breus прибавилось две книги и, соответственно, два новых имени. Авторы монографий о Грише Брускине и Тимуре Новикове исследуют природу успеха, который выпал на долю этих художников в 1980-е и 1990-е

Пока самый «юный» из «новых классиков» (так называется серия книг издательства Breus) — Тимур Новиков (1958–2002). До этого выходили книги об Эрике Булатове, Илье и Эмилии Кабаковых, Виталии Комаре и Александре Меламиде, Борисе Орлове, Викторе Пивоварове, Михаиле Рогинском. Тем не менее первый в серии автор нового поколения, гений другого места (не Москвы, а Ленинграда-Петербурга), живший коротко, неполные 44 года — подлинный классик. Став образцом для подражания в юные годы, позже он только расширял — частью меняя — круг почитателей и подражателей. Его жизнеописание, не в первый уже раз, составила очевидец и соучастница многих описанных событий Екатерина Андреева, включив неизвестные ранее материалы из архива художника, опубликовав множество произведений, ссылаясь на свои разговоры и интервью, другие документы, издания, воспоминания.

Андреева Е. «Тимур Новиков». М.: Breus, 2024. 176 с., ил.
Андреева Е. «Тимур Новиков». М.: Breus, 2024. 176 с., ил.

Создатель «Новой академии», признанный гением в совсем юном возрасте, Новиков был великим автором: он создавал не только произведения, но и художников, менял направление, течение мыслей, форм, идей. Загадочную магию его трансформаций Екатерина Андреева описывает точно, вескими формулировками утверждая значимость, важность и неизбежность каждой из них — особенно тех, что при жизни казались сомнительными. Множество иллюстраций говорят сами за себя, автор комментирует лишь самые важные, знаковые, поворотные — шедевры. Повествование мчится вслед за героем, превращавшим всякую помеху — будь то нежданный визит милиции, закрытие выставки, дырявые стенды или тяжкая болезнь, приведшая к слепоте, — в выставки, в искусство, новые работы, концерты, издания и академии. Препятствия не останавливали, новые повороты затягивали в круг Тимура Новикова художников и музыкантов, людей театра и балета, заграничных знаменитостей и московских сторонников.

Тимур Новиков. «Оскар Уайльд». 1992.  Фото: Собрание Шалвы Бреуса
Тимур Новиков. «Оскар Уайльд». 1992.
Фото: Собрание Шалвы Бреуса

История его свершений, описание невероятной энергии и еще более невероятной способности к изменениям, готовности изобретать, превращать, узнавать, тонкости замыслов и совершенства воплощений, удивительных теорий и неутоленной жажды действия скользят по грани, не превращаясь окончательно в приключенческий роман только силой воли автора — кандидата искусствоведения и доктора философских наук, научного сотрудника Русского музея. Этому способствует и дополнение к тексту — глоссарий, содержащий основные термины и понятия, которые были изобретены и применены Тимуром Новиковым; они подтверждают глубину его знаний, интерес к истории искусств.

Тимур Новиков. «Пирамиды». 1987. Фото: Собрание Шалвы Бреуса
Тимур Новиков. «Пирамиды». 1987.
Фото: Собрание Шалвы Бреуса

Гриша Брускин (р. 1945), ставший знаменитым после легендарного московского аукциона Sotheby’s 1988 года, жил в том же времени и сообщающихся пространствах, но на этом сходство заканчивается. Брускин — последовательный, настойчивый исследователь советской археологии. Ирина Карасик — академический ученый, известный исследователь авангарда — рассматривает его творчество под тем же микроскопом, что и постоянных героев своих сочинений — авангардистов, сопровождая текст множеством примечаний. Прочитывает глобальный, очень целостный проект Гриши Брускина, обращая внимание читателя на все подробности, фрагменты, составные части — визуальные и литературные. Вместе с художником воздвигает монумент — основательный, немного тяжеловесный; он растет в гармоничном сочетании текста и иллюстраций из ранней «внутренней потребности в самоидентификации» к реконструкции образа исчезнувшей цивилизации.

Карасик И. «Гриша Брускин». М.: Breus, 2023. 176 с., ил.
Карасик И. «Гриша Брускин». М.: Breus, 2023. 176 с., ил.

Ирина Карасик пишет комментарии к комментариям, анализируя, как развивается творчество Гриши Брускина — от первых советских выставок к громкой покупке «Фундаментального лексикона» Милошем Форманом и триумфу на перестроечном Sotheby’s. Следит за тем, как «происходит обретение героя, мотива, образа, которые, претерпевая различные модификации и трансформации, будут неизменно присутствовать в… творчестве мастера». Пишет о влиянии концептуализма, экзистенциализма, советской парковой скульп­туры, еврейского мистицизма на художника — отдельного, «вне групп и течений»; повествует о том, как «Фундаментальный лексикон» стал подлинной базой его мифологии, классикой, опытом, к которому Брускин постоянно обращается в следующих своих проектах.

Гриша Брускин. «Маршал». Из серии «Рождение героя». 1988. Фото: Собрание Шалвы Бреуса
Гриша Брускин. «Маршал». Из серии «Рождение героя». 1988.
Фото: Собрание Шалвы Бреуса

Меняя темы и технику, этот художник каждый раз систематизирует множества, преобразуя свои перечни персонажей в единый организм, своеобразный миф о мифе, используя «словарную» структуру изображения, одни и те же способы создания образа. Гриша Брускин — классик живой, поэтому, подведя итоги выставкой «Смена декораций» в Третьяковской галерее, где в огромной инсталляции были выявлены связи и общность отдельных проектов, автор обещает новые работы, уже появившиеся в его мастерской. 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+