18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Список «новых классиков» понемногу пополняется

Гриша Брускин. «Памятники». 1983.  Фото: Собрание Шалвы Бреуса
Гриша Брускин. «Памятники». 1983.
Фото: Собрание Шалвы Бреуса
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

В многолетней серии «Новые классики» издательства Breus прибавилось две книги и, соответственно, два новых имени. Авторы монографий о Грише Брускине и Тимуре Новикове исследуют природу успеха, который выпал на долю этих художников в 1980-е и 1990-е

Пока самый «юный» из «новых классиков» (так называется серия книг издательства Breus) — Тимур Новиков (1958–2002). До этого выходили книги об Эрике Булатове, Илье и Эмилии Кабаковых, Виталии Комаре и Александре Меламиде, Борисе Орлове, Викторе Пивоварове, Михаиле Рогинском. Тем не менее первый в серии автор нового поколения, гений другого места (не Москвы, а Ленинграда-Петербурга), живший коротко, неполные 44 года — подлинный классик. Став образцом для подражания в юные годы, позже он только расширял — частью меняя — круг почитателей и подражателей. Его жизнеописание, не в первый уже раз, составила очевидец и соучастница многих описанных событий Екатерина Андреева, включив неизвестные ранее материалы из архива художника, опубликовав множество произведений, ссылаясь на свои разговоры и интервью, другие документы, издания, воспоминания.

Андреева Е. «Тимур Новиков». М.: Breus, 2024. 176 с., ил.
Андреева Е. «Тимур Новиков». М.: Breus, 2024. 176 с., ил.

Создатель «Новой академии», признанный гением в совсем юном возрасте, Новиков был великим автором: он создавал не только произведения, но и художников, менял направление, течение мыслей, форм, идей. Загадочную магию его трансформаций Екатерина Андреева описывает точно, вескими формулировками утверждая значимость, важность и неизбежность каждой из них — особенно тех, что при жизни казались сомнительными. Множество иллюстраций говорят сами за себя, автор комментирует лишь самые важные, знаковые, поворотные — шедевры. Повествование мчится вслед за героем, превращавшим всякую помеху — будь то нежданный визит милиции, закрытие выставки, дырявые стенды или тяжкая болезнь, приведшая к слепоте, — в выставки, в искусство, новые работы, концерты, издания и академии. Препятствия не останавливали, новые повороты затягивали в круг Тимура Новикова художников и музыкантов, людей театра и балета, заграничных знаменитостей и московских сторонников.

Тимур Новиков. «Оскар Уайльд». 1992.  Фото: Собрание Шалвы Бреуса
Тимур Новиков. «Оскар Уайльд». 1992.
Фото: Собрание Шалвы Бреуса

История его свершений, описание невероятной энергии и еще более невероятной способности к изменениям, готовности изобретать, превращать, узнавать, тонкости замыслов и совершенства воплощений, удивительных теорий и неутоленной жажды действия скользят по грани, не превращаясь окончательно в приключенческий роман только силой воли автора — кандидата искусствоведения и доктора философских наук, научного сотрудника Русского музея. Этому способствует и дополнение к тексту — глоссарий, содержащий основные термины и понятия, которые были изобретены и применены Тимуром Новиковым; они подтверждают глубину его знаний, интерес к истории искусств.

Тимур Новиков. «Пирамиды». 1987. Фото: Собрание Шалвы Бреуса
Тимур Новиков. «Пирамиды». 1987.
Фото: Собрание Шалвы Бреуса

Гриша Брускин (р. 1945), ставший знаменитым после легендарного московского аукциона Sotheby’s 1988 года, жил в том же времени и сообщающихся пространствах, но на этом сходство заканчивается. Брускин — последовательный, настойчивый исследователь советской археологии. Ирина Карасик — академический ученый, известный исследователь авангарда — рассматривает его творчество под тем же микроскопом, что и постоянных героев своих сочинений — авангардистов, сопровождая текст множеством примечаний. Прочитывает глобальный, очень целостный проект Гриши Брускина, обращая внимание читателя на все подробности, фрагменты, составные части — визуальные и литературные. Вместе с художником воздвигает монумент — основательный, немного тяжеловесный; он растет в гармоничном сочетании текста и иллюстраций из ранней «внутренней потребности в самоидентификации» к реконструкции образа исчезнувшей цивилизации.

Карасик И. «Гриша Брускин». М.: Breus, 2023. 176 с., ил.
Карасик И. «Гриша Брускин». М.: Breus, 2023. 176 с., ил.

Ирина Карасик пишет комментарии к комментариям, анализируя, как развивается творчество Гриши Брускина — от первых советских выставок к громкой покупке «Фундаментального лексикона» Милошем Форманом и триумфу на перестроечном Sotheby’s. Следит за тем, как «происходит обретение героя, мотива, образа, которые, претерпевая различные модификации и трансформации, будут неизменно присутствовать в… творчестве мастера». Пишет о влиянии концептуализма, экзистенциализма, советской парковой скульп­туры, еврейского мистицизма на художника — отдельного, «вне групп и течений»; повествует о том, как «Фундаментальный лексикон» стал подлинной базой его мифологии, классикой, опытом, к которому Брускин постоянно обращается в следующих своих проектах.

Гриша Брускин. «Маршал». Из серии «Рождение героя». 1988. Фото: Собрание Шалвы Бреуса
Гриша Брускин. «Маршал». Из серии «Рождение героя». 1988.
Фото: Собрание Шалвы Бреуса

Меняя темы и технику, этот художник каждый раз систематизирует множества, преобразуя свои перечни персонажей в единый организм, своеобразный миф о мифе, используя «словарную» структуру изображения, одни и те же способы создания образа. Гриша Брускин — классик живой, поэтому, подведя итоги выставкой «Смена декораций» в Третьяковской галерее, где в огромной инсталляции были выявлены связи и общность отдельных проектов, автор обещает новые работы, уже появившиеся в его мастерской. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+