18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хорошо отрепетированный институциональный экспромт

Валерий Гриковский. Минус-музей.  Фото: AZ/ART
Валерий Гриковский. Минус-музей.
Фото: AZ/ART

В AZ/ART стартует трехмесячный фестиваль-интенсив «Алгоритмы познания» с девятью выставками и тремя концертами современных художников и музыкантов

Каждый месяц этого лета в Центре современного искусства AZ/ART будут открываться три (по одной на каждый зал институции) экспозиции в рамках фестиваля-интенсива «Алгоритмы познания», который проводится впервые и включает также концерты, экскурсии и занятия с детьми.

Таким образом, с 5 июня по 31 августа в пространстве центра на Маросейке покажут девять персональных выставок, концепция которых связана с навигацией в стремительно меняющемся мире. Произведения художников посвящены способности творчества давать уверенность и альтернативные способы существования в условиях нестабильной повседневности. Хоть тема и насущная, авторы, как говорят сами организаторы, раскроют ее через проекты, среди которых будут и насмешливые, и утопические, а также демонстративно неэффективные и, напротив, конструктивные.

«Фестиваль „Алгоритмы познания“ — хорошо отрепетированный институциональный экспромт: частота открытий как в самоорганизации, подход по музейному основательный, выбор авторов — не банальный», — рассказывает куратор проекта Александр Дашевский. По его словам, причин для появления такого формата несколько: «Во-первых, хочется подумать о том, как эпоха перемен, в которую мы вступили, отражается в художественных языках и практиках, кого он высвечивает и переоценивает в истории искусства предыдущих десятилетий. Во-вторых, не до всех интересных и любимых художников получается дотянуться в формате большой индивидуальной выставки».

«Мимо проплывают великолепные серии, удивительные проекты, мощные повороты художественной мысли, и всегда обидно, когда в сверстанном выставочном плане не находится окна. Фестиваль позволяет большему количеству дорогих сердцу АZ/ART художников выступить с развернутыми высказываниями», — резюмировал куратор.

Юлия Клопова и Лилия Педак. Астрид (нервная нестабильность).  Фото: AZ/ART
Юлия Клопова и Лилия Педак. Астрид (нервная нестабильность).
Фото: AZ/ART

Первый «сет» выставок — «Несвязанные привязанности» Юлии Клоповой и Лилии Педак, «Минус-музей» Валерия Гриковского и «Инструментарий» Платона Инфанте — принимает гостей с 5 по 29 июня. Вторая часть фестиваля-интенсива пройдет с 3 июля по 3 августа, для публики будут открыты выставки дуэта Елены Губановой и Ивана Говоркова, Апанди Магомедова, а также творческого объединения «Цветы Джонджоли». Завершат фестиваль с 7 по 31 августа проекты объединения «Хвойные», Михаила Рубанкова и Ирины Кориной.

В совместном проекте «Несвязанные привязанности» мама и дочь Лилия Педак и Юлия Клопова используют материалы, которые принято считать самыми женскими, — керамику и текстиль. Проект возник не как выставочная инициатива: он был способом наладить коммуникацию внутри семьи, а в итоге превратился в полноценную творческую коллаборацию. Созданным панно и скульптурам, своей инопланетностью напоминающим арт-объект «Бобур» в Никола-Ленивце, художницы дали женские имена, через которые рассказывают о судьбах членов семьи. Фрагменты историй спрятаны внутри скульптур, разглядеть их можно с помощью эндоскопа — медицинского инструмента с тонкой трубкой и камерой, который используется для осмотра внутренних органов.

Валерий Гриковский. Минус-музей.  Фото: AZ/ART
Валерий Гриковский. Минус-музей.
Фото: AZ/ART

Псевдонаучный проект Валерия Гриковского «Минус-музей» — это коктейль из биологии, конспирологии и коллекционирования. Он не высмеивает науку, а показывает, как в сознании современного человека суеверия и мифы соседствуют с научно обоснованными фактами. Экспозиция напоминает коллекцию исторического или естественно-научного музея: сучки и корешки чудаковатой формы, ракушки, минералы, карты и чертежи. Работая от лица безумного ученого-систематизатора, художник создает инсталляции из этих случайных артефактов.

В проекте «Инструментарий» Платон Инфанте отказывается от дихотомии «виртуальное/реальное» и исследует их единство. Созданные художником объекты — это привычные вещи, помещенные в виртуальное пространство без искажений: карандаш по-прежнему рисует, бумага шелестит. Инфанте не видит в цифровой среде угрозу, напротив, он рассматривает ее как равноправную материальной зону художественного действия. Его произведения часто приписывают к традиции tromp l’œil (обманка, зрительная иллюзия).

Платон Инфанте. Инструментарий.  Фото: AZ/ART
Платон Инфанте. Инструментарий.
Фото: AZ/ART

Организаторы фестиваля подготовили не только выставочную программу, но и серию концертов, на которых будут представлены переплетенные с джазовой классикой этнические мотивы в исполнении Алины Ростоцкой, микс кантри и регги от инди-поп-исполнительницы dipiphany и поэтичные песни фронтмена группы «Андреграунд» Андрея Джиджикова.

В июне 2025 года Центру современного искусства AZ/ART на Маросейке исполняется год. По словам генерального директора Музея AZ и ЦСИ AZ/ART Наталии Опалевой, «за это время новая музейная площадка стала экспериментальным центром притяжения, чередуя музыкальные проекты с коллективными и персональными выставками как современных нам художников, так и признанных мастеров старшего поколения».

Центр современного искусства AZ/ART
«Алгоритмы познания»
5 июня — 31 августа

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+