Премию AZ, созданную, чтобы мотивировать молодых искусствоведов, журналистов и арт-критиков исследовать и осмыслять происходящие художественные явления, вручали на площадке музея на Маросейке. Центр современного искусства AZ/ART, расположенный в историческом здании XVII века, открылся год назад и успел стать точкой притяжения для ценителей современного искусства. В открытом конкурсе — шесть номинаций, ориентированных на исследование российской неофициальной культуры второй половины ХХ века и современного искусства.
Победителем в номинации «Книга о советском неофициальном искусстве второй половины ХХ века» стала научный сотрудник Русского музея Екатерина Андреева, автор труда из серии «Новые классики» — «Тимур Новиков: академик левой классики».
В номинации «Книга о современном российском искусстве» награду получил музыковед и культуролог Сергей Уваров за издание «Услышать музей» — о формах существования звука в музейно-выставочном пространстве. Лучшей статьей о советском неофициальном искусстве второй половины ХХ века стало исследование искусствоведа Дарьи Мартыновой — «В поисках национального: эстонское советское искусство 1960–1980-х гг.».
Первенство в номинации «Статья о современном российском искусстве» — за Ульяной Санитович, которая написала о трансформации пространства в работах ученицы Таира Салахова, живописца Татьяны Файдыш.
Лучшей образовательной платформой в области истории и теории культуры стала «Магистерия», где можно найти лекции о живописи, музыке, философии, литературе и истории. В номинации «Образовательная программа в области искусствознания» победил курс лекций «Портрет художника эпохи СССР» от Arzamas — просветительский проект, посвященный истории культуры.
У Премии AZ есть и специальные призы. «Выбор Музея AZ» пал на Сашу Обухову, написавшую книгу «Леонид Талочкин. „Завтра — см. вчера“. Дневники», ставшую частью совместного издательского проекта Музея «Гараж» и Третьяковской галереи. В номинации «Искусство на вырост» отмечен журнал «Юный искусствовед» — комикс с приключениями журналиста Костика и его кота Пушкина, которые в каждом новом номере исследуют разные эпохи в искусстве, перемещаясь во времени с помощью хронолета. Лучшим виртуальным музеем стал образовательный проект Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет», а именно — курс по христианскому искусству.
Особого приза — «Искусство знания» — удостоился искусствовед, куратор, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Давидович Боровский.
Прием заявок на следующую премию начнется с 1 сентября.