18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Фундаментальная выставка на фундаменте экспоцентра

Архитекторы бюро Atrium, разрабатывая проект здания, стремились к тому, чтобы фасад ассоциировался с заснеженными природными ландшафтами России.  Фото: Архитектурное бюро ATRIUM
Архитекторы бюро Atrium, разрабатывая проект здания, стремились к тому, чтобы фасад ассоциировался с заснеженными природными ландшафтами России.
Фото: Архитектурное бюро ATRIUM
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Прошлогодняя временная выставка «Россия» на ВДНХ превратилась в постоянную экспозицию на Красной Пресне. Экспоцентр, куда переместили проект, снесут, чтобы построить современный павильон Национального центра «Россия»

Недавно на выставочной карте Москвы появилось новое учреждение — Национальный центр «Россия», создание и функционирование которого — одна из наиболее ярких иллюстраций современной политики государства в этой сфере. Начало ему положила Международная выставка-форум «Россия», проходившая с ноября 2023 года по июль 2024 года на ВДНХ. Гигантский проект, занявший около 20 павильонов бывшей советской выставки достижений народного хозяйства, продемонстрировал все достижения современного российского хозяйства. Свои павильоны и стенды были у отдельных регионов, министерств, а также корпораций, включая Газпром и «Яндекс». Зрителей ошеломляли роскошное дизайнерское оформление, множество мультимедийных презентаций, показ современной продукции, а также огромный список красочных мероприятий, конференций, лекций, концертов. За время работы форума на его сценах выступили почти все политики и бизнесмены, занимающиеся строительством современной России. В итоге выставку, сроки которой несколько раз продлевали, посетило 18 млн человек со всей страны.

Продлевать ее далее было нелогично, однако успех явно требовал закрепления. Поэтому по распоряжению президента Владимира Путина временная выставка была превращена в стационарное учреждение, которое должно делать все то же самое, но гораздо более основательно и с долговременным планированием. Новорожденный Национальный центр «Россия» начал свою работу 4 ноября 2024 года. Под его размещение отвели готовую площадку, хорошо известную посетителям отраслевых выставок, — Экспоцентр на Красной Пресне. Компания «Экспоцентр» в нем свою работу на этом прекратила.

Однако советское здание 1970-х годов явно не соответствует современным требованиям, и на его месте будет возведено новое, которое будет гармонировать с соседним Москва-Сити. Его рендеры, созданные архитектурной мастерской Atrium, были опубликованы в середине апреля. Это проект в бионическом стиле. Он будет включать 60 тыс. кв. м экспозиционных площадей, концертный зал на 3,5 тыс. человек, медиацентр и молодежный креативный кластер; вокруг раскинется ландшафтный парк. Строительство планируется завершить к 2029 году.

Визуализация внутренних пространств Национального центра «Россия».  Фото: Архитектурное бюро ATRIUM
Визуализация внутренних пространств Национального центра «Россия».
Фото: Архитектурное бюро ATRIUM

А пока что в советском здании площадью 28 тыс. кв. м с выставочными пространствами в 6 тыс. кв. м, конгресс-залом и деловыми зонами на первом этаже разместились выставка «Путешествие по России» и гастрономические ряды «Путешествие по России. Еда», а на втором — архитектурная выставка «Рождение масштаба».

«Путешествие по России», открывшееся 5 марта, частично следует логике своего прототипа на ВДНХ: здесь в восьми зонах показаны федеральные округа через призму их ключевых достижений, инновационных разработок, а также узнаваемых достопримечательностей. Широко используются современные технологии: мультимедиа, интерактив, VR. Архитектурная выставка «Рождение масштаба», открывшаяся 1 марта и работающая до 31 июля, более классическая с музейной точки зрения. Созданная в сотрудничестве с Государственным музеем архитектуры им. А.В.Щусева, она показывает историю развития отечественного зодчества на протяжении веков. Экспонаты также предоставили Российский государственный архив литературы и искусства, Архитектурный благотворительный фонд им. Я.Чернихова, Школа дизайна НИУ ВШЭ и прочие. Это любопытный и крупный проект, позволяющий с большим размахом продемонстрировать, например, макеты, места для которых в обычных музейных залах никогда не хватает. В большом количестве выставлены и нереализованные архитектурные проекты, «бумажная архитектура». Выставку сопровождает большая лекционная программа, одна из звезд которой — Елизавета Лихачева, выступающая как историк архитектуры.

На развитие центра брошены огромные силы и средства. По поручению президента в его работе принимают участие все федеральные органы исполнительной власти, государственные компании и корпорации, общественные организации и регионы. Учреждение, как гласит его собственное описание, «является центром национальной гордости, одним из главных пространств страны для проведения знаковых мероприятий, это уникальный центр компетенций, дискуссионная и координационная площадка для достижения национальных целей и формирования образа будущего России». Помимо чиновников, в проект активно вкладываются своей энергией, знаниями и организационными способностями современные российские бизнесмены. «Национальный центр „Россия“ — это попытка сформулировать понятие „русский“ и понятие „Россия“ в принципе, что важно после распада СССР и исчезновения советской идентичности, — рассказала нашему изданию Елизавета Лихачева. — Это такой вариант подумать, в том числе о визуале. Это очень сложная тема, к которой никто не знает, как поступиться, учитывая наше предубеждение по поводу национализма любых мастей и очень аккуратную политику власти в национальном вопросе. На мой взгляд, попытка не самая плохая, но посмотрим, что выйдет».

Визуализация внутренних пространств Национального центра «Россия». Фото: Архитектурное бюро ATRIUM
Визуализация внутренних пространств Национального центра «Россия».
Фото: Архитектурное бюро ATRIUM

Вот одна из последних новостей о происходящем в центре, иллюстрирующая его функции и задачи: 18 апреля стало известно, что при нем создали совет, который будет заниматься разработкой «нового российского стиля в сфере государственных визуальных коммуникаций». Совет возглавила советник президента Елена Ямпольская. В числе его задач — создание нацио­нально ориентированной визуальной среды; противодействие «чрезмерной латинизации» городского пространства; трансляция традиционных ценностей через визуальный язык; формирование целостного образа России «как сильного современного государства с богатым культурным наследием». А вот другая новость, иллюстрирующая актуальность новой площадки: 16 апреля в стенах здания была проведена церемония вручения новой отраслевой премии в области музейно-выставочных проектов «Форма-Арт», основанной Ольгой Галактионовой в прошлом году в бытность ее директором РОСИЗО. 

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
4
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
5
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
6
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+