18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Люди из России запустили новую арт-ярмарку на Кипре

ЯрмаркА VIMA Art Fair в Лимасоле.  Фото: Daria Makurina / VIMA Art Fair
ЯрмаркА VIMA Art Fair в Лимасоле.
Фото: Daria Makurina / VIMA Art Fair

С 15 по 18 мая бывший винзавод в Лимасоле был наполнен современным искусством: два складских ангара заняли стенды 27 галерей первой ярмарки VIMA Art Fair

Трое выходцев из России: Надежда Зиновская, соучредитель арт-платформы Cube.Moscow, Лара Котрелева, бывший директор филиала Государственной Третьяковской галереи во Владивостоке, и Эдгар Гаджиев, молодой предприниматель и коллекционер родом из Москвы, переехали на Кипр три года назад. Их любовь к современному искусству, погружение в жизнь местного арт-комьюнити и опыт управления проектами в области культуры позволили им за полтора года запустить новую ярмарку, претендующую на международный охват.

Фокус ярмарки — искусство Восточного Средиземноморья, включающего, согласно определению журнала The National Geographic, основную часть Турции, греческие острова, Египет, Израиль, Иорданию, Палестину, Сирию и Ливан, с возможным расширением до Ливии, материковой части Греции и Юго-Восточной Европы. Центр региона — остров Кипр, который исторически является местом пересечения культур Европы, Ближнего Востока и Африки.

ЯрмаркА VIMA Art Fair в Лимасоле.  Фото: Daria Makurina / VIMA Art Fair
ЯрмаркА VIMA Art Fair в Лимасоле.
Фото: Daria Makurina / VIMA Art Fair

Основная мысль выставки The Posterity of the Sun («Потомство солнца»), которая является некоммерческой частью параллельной программы ярмарки, — что все мы ходим под одним солнцем. «Солнце — это данность. И все же, так как это звезда, его разрушение неизбежно. Через пять миллиардов лет оно перестанет светить, вызвав крах нашего мира и вымирание всей жизни на Земле», — говорит апокалиптический и поэтический текст куратора Фонда Louis Vuitton Людовика Делаланда.

Выставка расположилась в пространстве между полуразрушенными зданиями старейшей винодельни острова, под открытым небом. Она объединяет работы 16 художников самого разного статуса и возраста: от серии фоторабот 29-летнего киприота Кириакоса Кириакидеса, который в течение жарких месяцев года фотографировал свою мать, отдыхающую на полу от изнуряющего зноя, до гигантского круглого «Талисмана» 96-летнего кипрского керамиста Валентиноса Хараламбуса.

ЯрмаркА VIMA Art Fair в Лимасоле.  Фото: Daria Makurina / VIMA Art Fair
ЯрмаркА VIMA Art Fair в Лимасоле.
Фото: Daria Makurina / VIMA Art Fair

Инсталляции из ткани и керамики, скульптуры и видеоработы органично вписаны в промышленную архитектуру и вступают в диалог с руинами и хулиганскими граффити. Открытое солнцу и морскому бризу пространство стало как вызовом, так и главной привлекательной особенностью выставки. Солнце попадает в застекленное лимасольским художником Христодулосом Панайоту круглое окошко фронтона и дает розовый блик на земляном полу. Ветер раздувает расписанные солнцами одежды Dream Coat III французской художницы греческого происхождения Нефели Пападимулис и огромное войлочное полотно Shroud («Саван») художника из Бейрута Адриана Пепе, свалянное из шерсти ливанских овец авасси. Художник создал его для маскировки здания, пострадавшего в результате техногенной катастрофы — взрывов в порту Бейрута в 2020 году, а тут оно укутывает неприглядный фасад 11-метровой высоты. Видеоинсталляция Харис Эпаминонды про другое небесное светило — луну, отражающуюся в море. Работы специально не освещаются искусственным светом, поэтому выставка закрывается сразу после заката солнца.

ЯрмаркА VIMA Art Fair в Лимасоле.  Фото: Daria Makurina / VIMA Art Fair
ЯрмаркА VIMA Art Fair в Лимасоле.
Фото: Daria Makurina / VIMA Art Fair

Связь выставки с павильонами ярмарки достаточно очевидна: многие художники представлены также и на стендах галерей. Так, легендарному керамисту Валентиносу Хараламбусу отдан целый стенд галереи арт-пространства Stand in Line из Никосии, а работы Адриана Пепе из войлока представлены на стенде дубайской галереи NIKA Project Space.

Отбор галерей на VIMA Art Fair осуществляется исключительно по приглашениям от ее руководства и по согласованию с экспертным комитетом ярмарки, в состав которого входят Александрос Диогенус (коллекционер и основатель кипрского некоммерческого фонда Pylon Art & Culture), Тасос Стилиану (основатель и директор Eins Gallery в Лимасоле, Кипр) и Андреа Живанари (основательница и директор некоммерческого центра Point Centre for Contemporary Art в Никосии, Кипр).

ЯрмаркА VIMA Art Fair в Лимасоле.  Фото: Daria Makurina / VIMA Art Fair
ЯрмаркА VIMA Art Fair в Лимасоле.
Фото: Daria Makurina / VIMA Art Fair

Из 27 галерей-участников — 10 кипрских, многие из которых впервые приняли участие в международной ярмарке. Благодаря работе с экспертным комитетом почти все они достойно выглядели на фоне больших и опытных участников международного арт-рынка, таких как ливанская галерея Marfa из Бейрута, Sylvia Kouvali из Лондона и Пирея (Греция) или The Third Line из Дубая.

Избирательный кураторский подход — это то, что, пожалуй, в лучшую сторону отличает VIMA Art Fair от многочисленных ярмарок, которые продолжают возникать, несмотря на спад на мировом рынке искусства, вызванный геополитическими потрясениями последних лет. Уникальное положение острова на культурном и географическом перекрестке Средиземноморья, стремительное развитие экосистем искусства в соседних странах и на Ближнем Востоке, а также экономические особенности Кипра позволяют учредителям ярмарки рассчитывать на удвоение количества галерей-участниц на третий год, но не в ущерб селективности.

ЯрмаркА VIMA Art Fair в Лимасоле.  Фото: Daria Makurina / VIMA Art Fair
ЯрмаркА VIMA Art Fair в Лимасоле.
Фото: Daria Makurina / VIMA Art Fair

Что касается пространства ярмарки — бывшего винзавода Sodap, то, по словам соучредительницы VIMA Art Fair Надежды Зиновской, совладелец недвижимости, кипрский инвестор Алексей Губарев, готов приспособить под ярмарку большие площади уже к следующему году. Стратегия ярмарки рассчитана на пять лет и, помимо увеличения количества галерей, предполагает расширение некоммерческой программы художественных обменов и резиденций.

День превью для коллекционеров и партнеров показал, что даже те, кто оказался на арт-ярмарке впервые, готовы поддержать эту инициативу. Центральные работы на стендах галереи из Тбилиси Window Project и нью-йоркской галереи Fragment были проданы или зарезервированы покупателями в основном с российскими корнями, тогда как кипрские ИТ-инвесторы родом из Ливана предпочли художников из Бейрута. Коллекционеры из Дубая интересовались представленными на стендах первыми именами художников Греции и Кипра. Один из самых дорогих объектов, представленных на ярмарке, — каменная скамья киприота Христодулоса Панайоту, которая сопровождала его выставки и перформансы в Лондоне, была продана предпринимателю российского происхождения за €85 тыс.

ЯрмаркА VIMA Art Fair в Лимасоле.  Фото: Daria Makurina / VIMA Art Fair
ЯрмаркА VIMA Art Fair в Лимасоле.
Фото: Daria Makurina / VIMA Art Fair

Vima по-гречески означает «ступень» или «платформа», и, судя по всему, VIMA Art Fair станет важной ступенью развития рынка современного искусства региона и платформой для обмена культурным опытом, грамотно используя свое главное преимущество — месторасположение.

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
3
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+