18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом радио в Петербурге больше не говорит, зато показывает

В процессе реставрационных работ удалось установить автора живописного плафона в Театральном фойе: им оказался художник Гавриил Горелов.  Фото: Наталья Шкуренок
В процессе реставрационных работ удалось установить автора живописного плафона в Театральном фойе: им оказался художник Гавриил Горелов.
Фото: Наталья Шкуренок
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Реставрация интерьеров знаменитого здания, расположенного в центре города, преподнесла специалистам сюрпризы. Были не только открыты ранее неизвестные декоративные росписи плафонов и стен, но и установлено авторство одного из художников

Здание на углу Малой Садовой и Итальянской улиц в Петербурге было построено в 1912–1914 годах архитектором Василием Косяковым (при участии его братьев Владимира и Георгия) как собственный дом Благородного собрания. Во время Первой мировой войны в нем располагался японский госпиталь, после 1917 года здесь обосновался Дворец пролетарской культуры, с 1933 года здание занимало Ленинградское радио. С 2019 года в нем работает центр культуры и искусств, творческая резиденция дирижера Теодора Курентзиса и оркестра musicAeterna. В 2022-м дом приобрел банк ВТБ. Новый владелец планирует после реставрации вновь открыть его как многофункциональный культурный центр.

Реставрационные работы начались здесь в ноябре 2024 года. К тому времени специалистам уже было известно, что над росписями в центральной части дома трудился известный художник Гавриил Горелов (1880–1966). Реставраторы изучили его роспись так называемого Театрального фойе, расположенного в центре здания на третьем этаже. Но они и не подозревали, что живописное оформление интерьеров окажется куда более обширным и разнообразным, чем известное первоначально.

«Кисти Горелова принадлежит живописный плафон в центре потолка с сюжетом „Диана на охоте“, — рассказала нашему изданию архитектор Мария Шапченко, руководитель АРМ2 ООО «НИиПИСпецреставрация», разрабатывавшего проект восстановления дома. — Мы обнаружили на плафоне его подпись. Кроме того, нашли дневники Горелова, в которых он пишет, что едет в Петербург „расписывать Благородное собрание, рисовать Диану на охоте“».

Плафон сохранился отлично, хотя во время ремонта, проведенного в начале 2000‐х прежними владельцами здания, живописный фон в некоторых местах дописали. Фото: Наталья Шкуренок
Плафон сохранился отлично, хотя во время ремонта, проведенного в начале 2000‐х прежними владельцами здания, живописный фон в некоторых местах дописали.
Фото: Наталья Шкуренок

По словам специалистов, плафон сохранился отлично, хотя во время ремонта, проведенного в начале 2000-х прежними владельцами здания, живописный фон в некоторых местах дописали. Не везде аккуратно, но в целом вмешательства в подлинную живопись оказались минимальными. Сейчас специалисты АРМ2 ООО «НИиПИСпецреставрация» совместно с художниками-реставраторами разрабатывают методики реставрации и консервации найденной живописи.

Помимо плафона, в Театральном фойе расписаны колонны, пазухи сводов, паруса — общая площадь живописной поверхности здесь около 200 кв. м. В ходе исследований этих поверхностей специалисты установили, что под внешним слоем живописи может находиться еще один. Съемка в ультрафиолете и инфракрасном излучении подтвердила, что под поверхностными слоями была другая роспись, но ее сюжеты совершенно утрачены.

На этом исследования можно было бы и завершить, но обнаружились новые документы. В частности, сметы, подписанные Василием Косяковым, в которых указано имя знаменитого в свое время мастера церковной росписи Михаила Васильева. Он родился в 1861 году в деревне под Саратовом, в 17 лет поступил вольнослушателем в Академию художеств, где учился 5 лет. С конца XIX века принимал участие в оформлении так называемых посольских храмов — православных церквей в западных губерниях России и в Европе. Расписывал соборы в Бухаресте, Лиепае, Таллине, Флоренции. Считался признанным авторитетом по нео­русскому стилю. Искусствоведы полагают, что к началу 1910-х годов в творчестве Михаила Васильева усилились декоративные тенденции, характерные для искусства модерна — в таком стиле как раз и расписано Театральное фойе Дома радио.

В Театральном фойе расписаны колонны, пазухи сводов, паруса — общая площадь живописной поверхности около 200 кв. м.  Фото: Наталья Шкуренок
В Театральном фойе расписаны колонны, пазухи сводов, паруса — общая площадь живописной поверхности около 200 кв. м.
Фото: Наталья Шкуренок

В 1903 году Косяков пригласил Васильева для росписи Морского собора в Кронштадте, а затем и для работы над живописным оформлением Благородного собрания. Как следует из документов, в 1914 году Михаил Васильев начал расписывать там в русском стиле столовую, а через год приступил к живописному убранству Театрального фойе, закончив его накануне Октябрьской революции.

Разбирая обшивку стен помещения на пятом этаже, которое на исторических планах обозначено как столовая (в советское время тут располагалась аппаратная прямого эфира Дома радио), реставраторы обнаружили три глубокие полукруглые ниши-экседры с фрагментами декоративной росписи в русском стиле площадью около 20 кв. м. Результаты лабораторных исследований показали, что эта живопись была выполнена с использованием натуральных пигментов и что относится она к началу XX века.

«С большой долей вероятности мы можем говорить, что это подлинная рука Михаила Васильева, — считает Мария Шапченко. — Роспись не является предметом охраны, поскольку до сих пор была скрыта от глаз, к тому же она фрагментарна. Но в любом случае заказчик намерен ее сохранить. Сейчас архитекторы бюро „Цимайло Ляшенко и Партнеры“, отвечающие за интерьеры, прорабатывают новую планировку этого пространства. Мы настроены максимально сохранить все исторические элементы в оформлении здания». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+