Здание на углу Малой Садовой и Итальянской улиц в Петербурге было построено в 1912–1914 годах архитектором Василием Косяковым (при участии его братьев Владимира и Георгия) как собственный дом Благородного собрания. Во время Первой мировой войны в нем располагался японский госпиталь, после 1917 года здесь обосновался Дворец пролетарской культуры, с 1933 года здание занимало Ленинградское радио. С 2019 года в нем работает центр культуры и искусств, творческая резиденция дирижера Теодора Курентзиса и оркестра musicAeterna. В 2022-м дом приобрел банк ВТБ. Новый владелец планирует после реставрации вновь открыть его как многофункциональный культурный центр.
Реставрационные работы начались здесь в ноябре 2024 года. К тому времени специалистам уже было известно, что над росписями в центральной части дома трудился известный художник Гавриил Горелов (1880–1966). Реставраторы изучили его роспись так называемого Театрального фойе, расположенного в центре здания на третьем этаже. Но они и не подозревали, что живописное оформление интерьеров окажется куда более обширным и разнообразным, чем известное первоначально.
«Кисти Горелова принадлежит живописный плафон в центре потолка с сюжетом „Диана на охоте“, — рассказала нашему изданию архитектор Мария Шапченко, руководитель АРМ2 ООО «НИиПИСпецреставрация», разрабатывавшего проект восстановления дома. — Мы обнаружили на плафоне его подпись. Кроме того, нашли дневники Горелова, в которых он пишет, что едет в Петербург „расписывать Благородное собрание, рисовать Диану на охоте“».
По словам специалистов, плафон сохранился отлично, хотя во время ремонта, проведенного в начале 2000-х прежними владельцами здания, живописный фон в некоторых местах дописали. Не везде аккуратно, но в целом вмешательства в подлинную живопись оказались минимальными. Сейчас специалисты АРМ2 ООО «НИиПИСпецреставрация» совместно с художниками-реставраторами разрабатывают методики реставрации и консервации найденной живописи.
Помимо плафона, в Театральном фойе расписаны колонны, пазухи сводов, паруса — общая площадь живописной поверхности здесь около 200 кв. м. В ходе исследований этих поверхностей специалисты установили, что под внешним слоем живописи может находиться еще один. Съемка в ультрафиолете и инфракрасном излучении подтвердила, что под поверхностными слоями была другая роспись, но ее сюжеты совершенно утрачены.
На этом исследования можно было бы и завершить, но обнаружились новые документы. В частности, сметы, подписанные Василием Косяковым, в которых указано имя знаменитого в свое время мастера церковной росписи Михаила Васильева. Он родился в 1861 году в деревне под Саратовом, в 17 лет поступил вольнослушателем в Академию художеств, где учился 5 лет. С конца XIX века принимал участие в оформлении так называемых посольских храмов — православных церквей в западных губерниях России и в Европе. Расписывал соборы в Бухаресте, Лиепае, Таллине, Флоренции. Считался признанным авторитетом по неорусскому стилю. Искусствоведы полагают, что к началу 1910-х годов в творчестве Михаила Васильева усилились декоративные тенденции, характерные для искусства модерна — в таком стиле как раз и расписано Театральное фойе Дома радио.
В 1903 году Косяков пригласил Васильева для росписи Морского собора в Кронштадте, а затем и для работы над живописным оформлением Благородного собрания. Как следует из документов, в 1914 году Михаил Васильев начал расписывать там в русском стиле столовую, а через год приступил к живописному убранству Театрального фойе, закончив его накануне Октябрьской революции.
Разбирая обшивку стен помещения на пятом этаже, которое на исторических планах обозначено как столовая (в советское время тут располагалась аппаратная прямого эфира Дома радио), реставраторы обнаружили три глубокие полукруглые ниши-экседры с фрагментами декоративной росписи в русском стиле площадью около 20 кв. м. Результаты лабораторных исследований показали, что эта живопись была выполнена с использованием натуральных пигментов и что относится она к началу XX века.
«С большой долей вероятности мы можем говорить, что это подлинная рука Михаила Васильева, — считает Мария Шапченко. — Роспись не является предметом охраны, поскольку до сих пор была скрыта от глаз, к тому же она фрагментарна. Но в любом случае заказчик намерен ее сохранить. Сейчас архитекторы бюро „Цимайло Ляшенко и Партнеры“, отвечающие за интерьеры, прорабатывают новую планировку этого пространства. Мы настроены максимально сохранить все исторические элементы в оформлении здания».