В самом сердце Москвы, в Курсовом переулке, обосновалась уютная частная галерея в стиле художественных салонов XIX века — Gartallery. В дверях гостей встречает фигура Пиноккио — символ галереи, вокруг которого выстроено пространство: красные акценты, деревянная мебель. С 5 по 18 мая здесь пройдет выставка военных и послевоенных работ трех художников-соцреалистов: Сергея Отрощенко, Сергея Чуканова и Татьяны Яблонской. Экспозиция «Дайте вашим детям наши имена» будет посвящена 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Искусство Татьяны Яблонской — один из символов советской эпохи. Самая известная ее картина — «Хлеб» — получила Сталинскую премию и сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее. Полотно стало воплощенной утопией, монументальным собирательным образом процветания, который очарованная красотой крестьянского труда художница написала после наблюдения за работой в колхозе. Но не «Хлебом» единым известна Татьяна Яблонская, и писала она не только в жанре соцреализма. На выставке в Gartallery зрители увидят серию картин «После бомбежки», которые почти лишены красок: размытые фигуры людей бродят по матовой снежной глади, а на заднем плане возвышается графитно-серый зигзаг домов. В конце 1950-х в художественном лексиконе Яблонской появились работы наивные, будто из сказочных книжек. Цветные, мягкие, теплые образы она привезла из поездок в Армению и Прикарпатье. Художницу вдохновляло колоритное народное творчество этих регионов: керамика, вышивки, ковры. А еще — пышные, витальные пейзажи. Например, на картине «Лебеди» обнаженная девушка мирно расчесывает волны русых волос, а за ее спиной висит ковер с вышитой парой белых лебедей. Стиль очень отдалился от реализма — теперь это, скорее, примитивизм: упрощенные формы, плоское изображение, яркие цвета. В экспозицию вошел и написанный Яблонской портрет ее первого мужа — Сергея Отрощенко.
Сергей Отрощенко известен как монументалист и театральный художник. С началом Великой Отечественной войны его призвали в армию, и с 1941 по 1944 год он работал художником фронтового Дома Красной Армии. В своем творчестве Отрощенко проявлял интерес и к народному искусству, орнаменту, мозаике, особым комбинациям цвета. Владелица Gartallery Ксения Грищенко знакома с наследниками мастера, поэтому галерея неоднократно проводила выставки его работ. Одна из них — «Море впечатлений. ХХ век» — согревала посетителей безмятежными и солнечными морскими сюжетами. В экспозицию «Дайте вашим детям наши имена» вошли его фронтовые этюды и портреты. Например, «Это был дом…» и «Это была поликлиника…», мрачные полотна, где изображены пустые и безжизненные здания, покалеченные войной.
Наконец, посетители галереи откроют для себя малоизвестного советского художника Сергея Чуканова. Он начал рисовать еще подростком и не оставил свое увлечение даже на фронте, в разгар Великой Отечественной войны. Сергей Иванович создавал портреты сослуживцев. Карандашом, пастелью, акварелью и тушью он запечатлевал на бумаге лица бойцов — юные и дерзкие, задумчивые и уставшие. Многие портреты дошли до родных тех людей, которых он рисовал, и позволили им на долгие годы сохранить в памяти черты любимых. Частью выставки также стали пейзажные и сюжетные зарисовки военных лет: башня королевского замка среди дымящихся городских развалин Кенигсберга, румяные буханки хлеба на деревянной полке, ветви лысых деревьев и очертания низких деревенских домов. В 1972 году Чуканову было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Gartallery
«Дайте вашим детям наши имена»
До 18 мая
РЕКЛАМА
ООО "ГАРТАЛЛЕРИ"
ИНН 9704102439
ID a-47142
ERID F7NfYUJCUneRJUAkY6Eg