18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Три мастера соцреализма

Татьяна Яблонская. После бомбежки. 1945. Фото: Gartallery
Татьяна Яблонская. После бомбежки. 1945.
Фото: Gartallery
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Портреты, пейзажи и этюды военных лет на выставке «Дайте вашим детям наши имена» напомнят о подвигах героев Великой Отечественной войны

В самом сердце Москвы, в Курсовом переулке, обосновалась уютная частная галерея в стиле художественных салонов XIX века — Gartallery. В дверях гостей встречает фигура Пиноккио — символ галереи, вокруг которого выстроено пространство: красные акценты, деревянная мебель. С 5 по 18 мая здесь пройдет выставка военных и послевоенных работ трех художников-соцреалистов: Сергея Отрощенко, Сергея Чуканова и Татьяны Яблонской. Экспозиция «Дайте вашим детям наши имена» будет посвящена 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Искусство Татьяны Яблонской — один из символов советской эпохи. Самая известная ее картина — «Хлеб» — получила Сталинскую премию и сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее. Полотно стало воплощенной утопией, монументальным собирательным образом процветания, который очарованная красотой крестьянского труда художница написала после наблюдения за работой в колхозе. Но не «Хлебом» единым известна Татьяна Яблонская, и писала она не только в жанре соцреализма. На выставке в Gartallery зрители увидят серию картин «После бомбежки», которые почти лишены красок: размытые фигуры людей бродят по матовой снежной глади, а на заднем плане возвышается графитно-серый зигзаг домов. В конце 1950-х в художественном лексиконе Яблонской появились работы наивные, будто из сказочных книжек. Цветные, мягкие, теплые образы она привезла из поездок в Армению и Прикарпатье. Художницу вдохновляло колоритное народное творчество этих регионов: керамика, вышивки, ковры. А еще — пышные, витальные пейзажи. Например, на картине «Лебеди» обнаженная девушка мирно расчесывает волны русых волос, а за ее спиной висит ковер с вышитой парой белых лебедей. Стиль очень отдалился от реализма — теперь это, скорее, примитивизм: упрощенные формы, плоское изображение, яркие цвета. В экспозицию вошел и написанный Яблонской портрет ее первого мужа — Сергея Отрощенко.

Сергей Отрощенко. Портрет солдата. Фото: Gartallery
Сергей Отрощенко. Портрет солдата.
Фото: Gartallery

Сергей Отрощенко известен как монументалист и театральный художник. С началом Великой Отечественной войны его призвали в армию, и с 1941 по 1944 год он работал художником фронтового Дома Красной Армии. В своем творчестве Отрощенко проявлял интерес и к народному искусству, орнаменту, мозаике, особым комбинациям цвета. Владелица Gartallery Ксения Грищенко знакома с наследниками мастера, поэтому галерея неоднократно проводила выставки его работ. Одна из них — «Море впечатлений. ХХ век» — согревала посетителей безмятежными и солнечными морскими сюжетами. В экспозицию «Дайте вашим детям наши имена» вошли его фронтовые этюды и портреты. Например, «Это был дом…» и «Это была поликлиника…», мрачные полотна, где изображены пустые и безжизненные здания, покалеченные войной.

Наконец, посетители галереи откроют для себя малоизвестного советского художника Сергея Чуканова. Он начал рисовать еще подростком и не оставил свое увлечение даже на фронте, в разгар Великой Отечественной войны. Сергей Иванович создавал портреты сослуживцев. Карандашом, пастелью, акварелью и тушью он запечатлевал на бумаге лица бойцов — юные и дерзкие, задумчивые и уставшие. Многие портреты дошли до родных тех людей, которых он рисовал, и позволили им на долгие годы сохранить в памяти черты любимых. Частью выставки также стали пейзажные и сюжетные зарисовки военных лет: башня королевского замка среди дымящихся городских развалин Кенигсберга, румяные буханки хлеба на деревянной полке, ветви лысых деревьев и очертания низких деревенских домов. В 1972 году Чуканову было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

Gartallery
«Дайте вашим детям наши имена»
До 18 мая

РЕКЛАМА
ООО "ГАРТАЛЛЕРИ"
ИНН 9704102439
ID a-47142
ERID F7NfYUJCUneRJUAkY6Eg

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+