18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три мастера соцреализма

Татьяна Яблонская. После бомбежки. 1945. Фото: Gartallery
Татьяна Яблонская. После бомбежки. 1945.
Фото: Gartallery
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Портреты, пейзажи и этюды военных лет на выставке «Дайте вашим детям наши имена» напомнят о подвигах героев Великой Отечественной войны

В самом сердце Москвы, в Курсовом переулке, обосновалась уютная частная галерея в стиле художественных салонов XIX века — Gartallery. В дверях гостей встречает фигура Пиноккио — символ галереи, вокруг которого выстроено пространство: красные акценты, деревянная мебель. С 5 по 18 мая здесь пройдет выставка военных и послевоенных работ трех художников-соцреалистов: Сергея Отрощенко, Сергея Чуканова и Татьяны Яблонской. Экспозиция «Дайте вашим детям наши имена» будет посвящена 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Искусство Татьяны Яблонской — один из символов советской эпохи. Самая известная ее картина — «Хлеб» — получила Сталинскую премию и сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее. Полотно стало воплощенной утопией, монументальным собирательным образом процветания, который очарованная красотой крестьянского труда художница написала после наблюдения за работой в колхозе. Но не «Хлебом» единым известна Татьяна Яблонская, и писала она не только в жанре соцреализма. На выставке в Gartallery зрители увидят серию картин «После бомбежки», которые почти лишены красок: размытые фигуры людей бродят по матовой снежной глади, а на заднем плане возвышается графитно-серый зигзаг домов. В конце 1950-х в художественном лексиконе Яблонской появились работы наивные, будто из сказочных книжек. Цветные, мягкие, теплые образы она привезла из поездок в Армению и Прикарпатье. Художницу вдохновляло колоритное народное творчество этих регионов: керамика, вышивки, ковры. А еще — пышные, витальные пейзажи. Например, на картине «Лебеди» обнаженная девушка мирно расчесывает волны русых волос, а за ее спиной висит ковер с вышитой парой белых лебедей. Стиль очень отдалился от реализма — теперь это, скорее, примитивизм: упрощенные формы, плоское изображение, яркие цвета. В экспозицию вошел и написанный Яблонской портрет ее первого мужа — Сергея Отрощенко.

Сергей Отрощенко. Портрет солдата. Фото: Gartallery
Сергей Отрощенко. Портрет солдата.
Фото: Gartallery

Сергей Отрощенко известен как монументалист и театральный художник. С началом Великой Отечественной войны его призвали в армию, и с 1941 по 1944 год он работал художником фронтового Дома Красной Армии. В своем творчестве Отрощенко проявлял интерес и к народному искусству, орнаменту, мозаике, особым комбинациям цвета. Владелица Gartallery Ксения Грищенко знакома с наследниками мастера, поэтому галерея неоднократно проводила выставки его работ. Одна из них — «Море впечатлений. ХХ век» — согревала посетителей безмятежными и солнечными морскими сюжетами. В экспозицию «Дайте вашим детям наши имена» вошли его фронтовые этюды и портреты. Например, «Это был дом…» и «Это была поликлиника…», мрачные полотна, где изображены пустые и безжизненные здания, покалеченные войной.

Наконец, посетители галереи откроют для себя малоизвестного советского художника Сергея Чуканова. Он начал рисовать еще подростком и не оставил свое увлечение даже на фронте, в разгар Великой Отечественной войны. Сергей Иванович создавал портреты сослуживцев. Карандашом, пастелью, акварелью и тушью он запечатлевал на бумаге лица бойцов — юные и дерзкие, задумчивые и уставшие. Многие портреты дошли до родных тех людей, которых он рисовал, и позволили им на долгие годы сохранить в памяти черты любимых. Частью выставки также стали пейзажные и сюжетные зарисовки военных лет: башня королевского замка среди дымящихся городских развалин Кенигсберга, румяные буханки хлеба на деревянной полке, ветви лысых деревьев и очертания низких деревенских домов. В 1972 году Чуканову было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

Gartallery
«Дайте вашим детям наши имена»
До 18 мая

РЕКЛАМА
ООО "ГАРТАЛЛЕРИ"
ИНН 9704102439
ID a-47142
ERID F7NfYUJCUneRJUAkY6Eg

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+