18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музейные оранжереи: искусство в тепличных условиях

Интерьер Зимнего сада в петербургском Мраморном дворце, подразделении Русского музея. Фото: Государственный Русский музей
Интерьер Зимнего сада в петербургском Мраморном дворце, подразделении Русского музея.
Фото: Государственный Русский музей
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Откуда у музеев берутся оранжереи и что они с ними делают? Чаще всего речь идет об историческом наследстве, которое адаптируется к современным реалиям. Рассказываем, как живая природа сосуществует с живописью, архитектурой и культурным туризмом

Ответ на вопрос: «Самая известная музейная оранжерея?» — очень прост: это Музей Оранжери в Париже. Здание, расположенное в саду Тюильри, было возведено в 1852 году и в первый период своего существования функционировало как обычная оранжерея, куда на зиму убирали апельсиновые деревья в кадках, украшавшие парк. С 1890-х годов его начали использовать под временные выставки, а позже превратили в полноценный музей. Сегодня там экспонируется представительное собрание импрессионистов и пост­импрессионистов, ядро которого — цикл из восьми картин Клода Моне «Водяные лилии» (российской аудитории известных как «Кувшинки»). Эти полотна, пожалуй, самое «мокрое», что можно увидеть в Оранжери. Ведь понятия, более противоположного «музейному климату», чем «тепличная влажность», нет. Однако многие музеи, включая российские, имеют в хозяйстве оранжереи и теплицы, органично включенные в ритм повседневной жизни.

В первую очередь это касается музеев, которые расположены в роскошном жилье аристократов — в городских особняках и особенно в загородных усадьбах. Во всех европейских странах, подверженных зимним заморозкам, оранжереи с цветами и плодовыми деревьями считались атрибутом богатства. Дорого и сложно было не только населить оранжереи экзотическими растениями, но и поддерживать их постоянно в цвету. В России после 1917 года судьба многих таких начинаний оказалась объяснимо плачевной.

Большая каменная оранжерея — самый крупный павильон на территории усадьбы Кусково. Сейчас здесь размещена экспозиция Музея керамики. Фото: Andrey Eremin / Фотобанк Лори
Большая каменная оранжерея — самый крупный павильон на территории усадьбы Кусково. Сейчас здесь размещена экспозиция Музея керамики.
Фото: Andrey Eremin / Фотобанк Лори

Ряд музеев сохранил свои оранжерейные здания, но не их функцию. Так, московский музей-усадьба «Кусково», бывшее имение графов Шереметевых, включает Большую каменную оранжерею, построенную в 1763 году по проекту Федора Аргунова. Это самый крупный павильон дворцово-паркового ансамбля. Сегодня в нем размещаются не кадки, а постоянная экспозиция Музея керамики. В оранжерее петербургского Елагиноостровского дворца открыт Музей художественного стекла. Оранжерея Тверского императорского дворца (современная Тверская областная картинная галерея) используется под временные выставки. К слову, из-за обильного остекления такого типа построек их пространства подходят отнюдь не для любых экспонатов, лучше всего — для декоративно-прикладного искусства и скульптуры.

Поскольку оранжерейные здания обычно крупные, сложные в обслуживании и непригодные для жилья, они раньше всего остального приходили в запустение: усадьбы отказывались от них в стрессе, подобно ящерицам, отбрасывающим хвост. И наоборот, если музей начинает реставрировать и воссоздавать оранжереи, это явный признак того, что дела у него идут на лад.

Например, в 2022 году в музее-заповеднике «Архангельское» открылись три строения, возведенные на том месте, где в XIX веке стояли аналогичные юсуповские. Их спроектировали по контуру найденных при раскопках фундаментов. В 2023 году в музее-заповеднике «Петергоф» завершилась реставрация Большой оранжереи 1722–1725 годов, сильно поврежденной во время немецкой оккупации. Эти дворцовые оранжереи ныне также используются как выставочные залы.

Аптекарский огород в музее-усадьбе «Ясная Поляна» в Тульской области. Фото: Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»
Аптекарский огород в музее-усадьбе «Ясная Поляна» в Тульской области.
Фото: Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»

А вот подмосковный музей-заповедник «Горки Ленинские», в прошлом имение богатейшей женщины Российской империи Зинаиды Морозовой (1867—1947), приводя в порядок свои оранжереи, планирует их использовать по назначению. «До революции образцовое хозяйство Морозовой пользовалось широкой известностью, цветы и декоративные растения культивировались в больших количествах для нужд имения и на продажу. Сегодня мы постепенно реализуем программу возрождения передового хозяйства», — рассказала нашему изданию пресс-секретарь музея Инна Харитонова. Теплица в музее-усадьбе «Ясная Поляна» сама по себе важный артефакт толстовского образа жизни. Три парника и часть коллекции оранжерейных кадочных культур в них воссозданы в 2022 году, на очереди еще несколько. Но некоторые оранжереи до сих пор лежат в руинах: в «Гатчине», в «Павловске»…

А что делают музеи с действующими оранжереями? Зачем они им? В случае Дарвиновского или Тимирязевского ситуация ясна: это музеи науки и естественной истории, растения в них — наглядные пособия. А в художественных и исторических?

«У подобных музейных пространств целый спектр функций, — рассказывает Иван Гринько, основатель Школы прикладной музео­логии и сотрудник НИИ урбанистики и глобального образования. — От хранения ольфакторного (связанный с восприятием запахов. — TANR) наследия, поскольку запахи не только стимулируют наши воспоминания, но и сами по себе являются частью культурной памяти, до работы музея с сообществами. В Великобритании, например, исторические дома часто имеют не просто оранжереи, но целые магазины с семенами, рассадой и даже садовым инвентарем — для привлечения публики не только из туристов, но и из местных жителей».

Комплекс оранжерей в Царицыне возник в 1740-х, раньше других в Москве. В 2000-х эти постройки воссоздали по старинным чертежам. Фото: Овчинникова Ирина / Фотобанк Лори
Комплекс оранжерей в Царицыне возник в 1740-х, раньше других в Москве. В 2000-х эти постройки воссоздали по старинным чертежам.
Фото: Овчинникова Ирина / Фотобанк Лори

В России, по его словам, тоже работают с этими параметрами — таковы, например, оранжерейные хозяйства в музее-заповеднике «Царицыно» или «ОГО!род» — перезапуск огорода в Доме-музее П.П.Бажова в Екатеринбурге.

Отдельное волшебство — оранжереи в городских дворцах, любимые игрушки аристократов былых времен. Подобные застекленные джунгли сохранились в Зимнем дворце (Эрмитаж), Мраморном дворце (Русский музей) и других местах. Попасть туда обычно можно по записи или на торжественные мероприятия, то есть доступно это не каждому. Хотя, например, в петербургском Музее-усадьбе Г.Р.Державина (филиал Всероссийского музея А.С.Пушкина) в старинном здании оранжереи, и ныне работающей по назначению, открыли кафе. Показательно, что до революции оранжереи тоже использовались для банкетов и неформальных приемов.

Музей-усадьба Г. Р. Державина. Кафе «Оранжерея».  Фото: Усадьба Державина
Музей-усадьба Г. Р. Державина. Кафе «Оранжерея».
Фото: Усадьба Державина

Наконец, оранжереи и теплицы нужны музеям-усадьбам для поддержания в порядке их садов и парков. Особенно это важно для таких гигантских территорий, как бывшие императорские усадьбы в окрестностях Петербурга: Ораниенбаум, Петергоф (где подобных объектов несколько) и прочие. В них, как и прежде, при царизме, убирают на зиму кадки с пальмами и померанцами, чтобы весной вынести наружу, а также разводят саженцы и высаживают рассаду. Без оранжерей эти парки оставались бы голы и серы. Наконец, в них, как при императрице Александре Федоровне, «возгоняют» сирень, чтобы она цвела и в декабре. В музее-заповеднике «Царское Село» эту традицию возобновили в 2022 году. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+